В сентябре 1942-го на Жлобинщину были направлены две боевые группы, на основе которых возник партизанский отряд «Смерть фашизму». Весной 1943-го от формирования отделился и стал самостоятельным отряд «Железняк», а в сентябре отряд «Смерть фашизму» был пополнен и реорганизован в партизанскую бригаду имени П.К. Пономаренко. Народные мстители подрывали мосты, поезда и заводы, разрушали водонапорные башни, громили немецкие гарнизоны – одним словом, делали все возможное, чтобы ослабить врага. Особо активно диверсионные группы действовали на железных дорогах. Только за весну и начало лета 1943-го в Жлобинском районе было совершено 15 диверсий. Об одной из них 8 июня узнала вся страна. «Партизанский отряд «Железняк», который действует в одном из районов Гомельской области, подорвал 2 эшелона противника. Разбиты паровоз, 11 вагонов с войсками, 2 платформы с зенитными пушками», – сообщало Совинформбюро.
Жлобинский железнодорожный узел имел важнейшее значение в тылу немецкой группировки «Центр». Только в направлении Жлобин – Гомель ежедневно проходило около 40 военных составов. Поэтому в проведении «рельсовой войны» он не мог остаться в стороне. В первый же день операции, 3 августа, партизаны заняли позиции на участке между Жлобином, Салтановкой, Шатилками, Бобруйском. В ночь здесь прогремели множественные взрывы, и движение через железнодорожный узел было парализовано на несколько дней. В последующие месяцы диверсии на железных дорогах только нарастали. Так, за август-сентябрь на участках от Жлобина до Гомеля и Калинковичей было взорвано около полутора тысяч рельсов.