станция
вынужденная
негорелое
станция
станция
беларусь
станция
берёза-картузская
17 сентября в Беларуси отмечают День народного единства. Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора. И только спустя 18 лет в 1939-м стирается граница между Восточной и Западной Беларусью. Было также восстановлено единство железнодорожной сети. Магистраль, собравшая некогда разбросанные по разные стороны границы станции, ускорила воссоединение республики. В проекте БЕЛТА рассказывается о железнодорожных станциях, ставших знаковыми в непростой для белорусской нации период.
ди
Вагон был выпущен в 1914 году компанией Compagnie Internationale des Wagons-Lits в Сент-Дени как вагон-ресторан, был переоборудован в штабной для маршала Фоша, и выбран в 1918 году Фошем для подписания в нём перемирия с Германией.
вперед
стоп
В этом железнодорожном вагоне в Компьенском лесу во Франции между странами Антанты и Германией было подписано перемирие, ставшее прологом к Версальскому мирному договору, который подвел итоги Первой мировой войны.
Германия обязалась вывести свои войска с территории Беларуси. А поскольку в результате советско-немецких договоренностей территории, которые оставляли войска второго рейха, должна была занять Красная армия и на эти же земли претендовала Польша, то причина польско-советского вооруженного столкновения лежала на поверхности.
Бронепоезд Войска Польского «Данута», 1919 г.
Началась Польско-советская война. Эвакуация немцев проходила довольно организованно. Как только она завершилась, выяснилось, что вслед за немцами шли советские войска. В ответ поляки, пропустив последние поезда с немцами, начали наступление вдоль железнодорожных линий с Бреста на Барановичи и Пинск.
станция
берёза-картузская
На станции Картуз-Береза они встретились с большевиками, которые начали военную операцию под кодовым названием «Цель Висла».
1934 - 1939 гг.
более 3 тыс. заключенных
точная копия первого нацистского концлагеря Ораниенбург
В камеры с цементным полом набивали по 40 человек
Все команды под градом побоев резиновыми палками выполнялись только бегом
Людей звали не по фамилиям, а только по номерам
стоп
В 1934 году в городке Береза-Картузская (сейчас г. Берёза) польскими властями был создан один из самых жутких концлагерей за всю историю XX века.
Война шла с переменным успехом, но тем не менее осенью 1920 года начались предварительные мирные переговоры между советской Россией, советской Украиной и польской делегацией. Было принято решение, что представлять интересы советской Беларуси на этих переговорах должна делегация РСФСР, но по факту линия фронта прошла так, что западная часть Беларуси оставалась под контролем польского правительства и польских вооруженных сил и фактически территория Беларуси выступила своего рода разменной монетой.
На подписании Рижского мирного договора в 1921 г.
западная
восточная
Вторая часть — БССР — составляла всего шесть уездов бывшей Минской губернии (Борисовский, Бобруйский, Игуменский, Мозырский, часть Минского и Слуцкого) с населением 1 540 862 человека.
бсср
4 млн чел.
1,5 млн чел.
карта
Подписан Рижский мирный договор
В соответствии с мирным договором граница между Польшей и БССР проходила всего в нескольких десятках километров на запад от Минска. Белорусские районы Виленской, Гродненской и Минской губернии площадью 113 00 кв. километров с населением свыше 4 млн человек входили в состав польского государства.
Экспресс «Москва-Столбцы», 1938 г.
Новая граница — между Польшей и БССР — перерезала железнодорожные участки Полоцк — Крулевщизна, Молодечно — Минск, Барановичи — Минск, Лунинец — Гомель, а с ними и все коммуникации с близкими и друзьями, которые почти на 20 лет останутся по ту сторону.
Почти 90 лет назад, после подписания Рижского договора, граница, разделившая Беларусь, прошла практически под Минском. Древний город Заславль остался в БССР и стал приграничным, а местная железнодорожная станция получила название «Беларусь», так как стала последней крупной станцией перед Польшей.
стоп
станция
беларусь
последняя станция на ветке БССР, дальше – Польша
в 1926 г. переименована в "Беларусь"
находился штаб 15-го Заславского пограничного отряда
платформа Заславль открыта в 1891 г.
Старое пассажирское здание станции Беларусь
В связи с установлением прямого сообщения с Польшей и Латвией было предусмотрено строительство вокзалов и развитие путей на станциях Негорелое и Бигосово. Станция Негорелое стала главной дорогой советского государства на Запад. Граница проходила буквально в одном километре от вокзала, на перегоне Негорелое — Столбцы были проложены два пути с колеей разной ширины. Тот, кто ехал из СССР, пересаживался в Столбцах и далее поезд двигался по западноевропейской колее. Зарубежные гости и граждане СССР, которые возвращались из заграничной поездки, ехали до Негорелого. Отсюда отправлялись поезда в разные концы страны: Негорелое — Иркутск, Негорелое — Хабаровск, Негорелое — Владивосток, Негорелое — Манчжурия и т. д.
станция
негорелое
стоп
Факты о жизни белорусов
Польские власти проводили политику полонизации и ассимиляции.
Западная Беларусь была относительно отсталой аграрной окраиной Польши. Край в основном использовался государством как источник сырья и дешевой рабочей силы. Рабочий день в промышленности составлял 10-12 часов, зарплата была более низкой, чем в исконно польских регионах.
населения края были заняты в сельском хозяйстве.
82%
не позволяли использовать белорусский язык в государственных учреждениях, запрещали белорусские школы.
в 1939 году не осталось ни одной.
белорусских школ
Жилище крестьянина-бедняка в Западной Беларуси, 1939 г.
400
ДО ПОЛЬСКОЙ ОККУПАЦИИ СУЩЕСТВОВАЛО
Главным методом руководства польского правительства было принуждение и террор.
В Западной Беларуси не было белорусских театров и музыкальных учреждений. Власти находили различные причины, чтобы закрывать белорусские издательства, библиотеки, избы-читальни. Жестко преследовалась белорусская пресса.
до 1937 года остались только пропольские и клерикальные издания.
БЕЛОРУССКИЕ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛА.
23
в 1927 году легально издавались
Обычным явлением были массовые репрессии полиции в отношении населения во время карательных экспедиций по усмирению крестьянских выступлений. Часто проводились судебные политические процессы. Для изоляции «общественно опасных элементов» использовались тюрьмы.
Проходило окатоличивание православного белорусского населения.
Советские войска вошли на территорию Западной Беларуси. Началось воссоединение республики.
392
промышленных предприятия.
До вхождения в БССР промышленность Западной Беларуси не развивалась. Создавались в основном перерабатывающие предприятия. Но уже к 1940-му году на территории Западной Беларуси работали
Западная Беларусь давала более
27%
валового внутреннего продукта объединенной БССР. И это все за один год.
Территория и население республики увеличились почти вдвое. На западнобелорусских землях, вошедших в состав БССР, были образованы Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области. Эти регионы были вовлечены в радикальные социально-экономические преобразования. Была проведена национализация предприятий и банков, осуществлялась коллективизация и механизация сельского хозяйства. Коренные изменения произошли в образовании, здравоохранении, науке и культуре. Активизировалась работа по ликвидации безграмотности.
17 сентября 1939 года
6
тыс. школ и в более чем
уже осенью 40-го года насчитывалось почти
4,5
тыс.
преподавали на белорусском языке, а в остальных – на русском, литовском, польском и идише.
Были созданы театры, открыто 100 кинотеатров, 92 дома культуры, 220 библиотек. Во всех областных городах и райцентрах появилась белорусскоязычная периодика.
Встреча Красной армии на Гродненщине, 1939 г.
Встреча Красной армии на Гродненщине, 1939 г.
На улицах Белостока, 1939 г.
На улицах Белостока, 1939 г.
Читают
Читают "Правду", 1939 г.
Оперативная сводка Генерального штаба Красной армии, 1939 г.
Оперативная сводка Генерального штаба Красной армии, 1939 г.
Проволочные заграждения в Гродно, оставленные при отступлении польской армией, 1939 г.
Проволочные заграждения в Гродно, оставленные при отступлении польской армией, 1939 г.
Встреча Красной армии на Гродненщине, 1939 г.
Встреча Красной армии на Гродненщине, 1939 г.
Старший лейтенант Красной армии раздает газеты населению местечка Кнышев Белостокского уезда, 1939 г.
Старший лейтенант Красной армии раздает газеты населению местечка Кнышев Белостокского уезда, 1939 г.
На освобожденной территории Западной Беларуси, 1939 г.
На освобожденной территории Западной Беларуси, 1939 г.
Агитаторы и активисты приглашают избирателей к голосованию в Народное собрание Западной Беларуси, 1939 г.
Агитаторы и активисты приглашают избирателей к голосованию в Народное собрание Западной Беларуси, 1939 г.
В день выборов в Народное собрание Западной Беларуси в Пружанах, 1939 г.
В день выборов в Народное собрание Западной Беларуси в Пружанах, 1939 г.
Группа белорусских писателей (в центре Я.Купала и Я.Колас) во время предвыборного собрания в городском театре, 1939 г.
Группа белорусских писателей (в центре Я.Купала и Я.Колас) во время предвыборного собрания в городском театре, 1939 г.
Танкист Лобач С.А. рассказывает жителям Вильно о жизни трудящихся в Советском Союзе, 1939 г.
Танкист Лобач С.А. рассказывает жителям Вильно о жизни трудящихся в Советском Союзе, 1939 г.
Белостокское Народное собрание по воссоединению Западной Беларуси. Слева Первый секретарь ЦК КП Беларуси - Пономаренко, 1939 г.
Белостокское Народное собрание по воссоединению Западной Беларуси. Слева Первый секретарь ЦК КП Беларуси - Пономаренко, 1939 г.
На внеочередной III сессии Верховного Совета БССР 14 ноября 1939 года был подписан закон
На внеочередной III сессии Верховного Совета БССР 14 ноября 1939 года был подписан закон "О принятии Западной Белоруссии в состав Белорусской Советской Социалистической Республики"
Декларация Народного собрания Западной Беларуси о вхождении в состав БССР, 1939 г.
Декларация Народного собрания Западной Беларуси о вхождении в состав БССР, 1939 г.
На митинге в Сморгони, посвященном воссоединению Западной Беларуси с СССР, 1939 г.
На митинге в Сморгони, посвященном воссоединению Западной Беларуси с СССР, 1939 г.
Закон о принятии Западной Беларуси в состав БССР, 1939 г.
Закон о принятии Западной Беларуси в состав БССР, 1939 г.
Командир Красной армии читает газету жителям западных частей Беларуси, 1939 г.
Командир Красной армии читает газету жителям западных частей Беларуси, 1939 г.
Партийное собрание в одной из частей Красной армии, 1939 г.
Партийное собрание в одной из частей Красной армии, 1939 г.
Группа крестьянок-депутаток Народного собрания Западной Беларуси, 1939 г.
Группа крестьянок-депутаток Народного собрания Западной Беларуси, 1939 г.
Крестьяне деревни Скобелева голосуют за раздел панской земли, 1939 г.
Крестьяне деревни Скобелева голосуют за раздел панской земли, 1939 г.
Председатель крестьянского комитета поздравляет крестьянина деревни Соболево Белостокского уезда с получением земли, конфискованной у бывшего польского князя Любомирского, 1939 г.
Председатель крестьянского комитета поздравляет крестьянина деревни Соболево Белостокского уезда с получением земли, конфискованной у бывшего польского князя Любомирского, 1939 г.
Население возвращается в родные места, 1939 г.
Население возвращается в родные места, 1939 г.
Возвращение беженцев в родные места, 1939 г.
Возвращение беженцев в родные места, 1939 г.
Раздел помещичьей земли крестьянами в одном из сел Гродненской области, 1939 г.
Раздел помещичьей земли крестьянами в одном из сел Гродненской области, 1939 г.
Крестьяне-бедняки получают конфискованный у помещиков скот, 1939 г.
Крестьяне-бедняки получают конфискованный у помещиков скот, 1939 г.
В освобожденном Слониме, 1939 г.
В освобожденном Слониме, 1939 г.
Белосток. Политические заключенные Белостокской тюрьмы, освобожденные Красной армией, 1939 г.
Белосток. Политические заключенные Белостокской тюрьмы, освобожденные Красной армией, 1939 г.
Танкисты Красной армии беседуют с жителями, 1939 г.
Танкисты Красной армии беседуют с жителями, 1939 г.
"Ворота приветствия", построенные в честь Красной армии в селе Гудевичи Гродненского повета, 1939 г.
ПРОЕКТ БЕЛОРУССКОГО ТЕЛЕГРАФНОГО АГЕНТСТВА
В ПРОЕКТЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ МАТЕРИАЛЫ ИЗДАНИЯ "ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.
ИЗ XIX ВЕКА ― В ВЕК XXI"
© 2022 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.