2
РЕФЕРЕНДУМ.
В ТЕМЕ
02
чтобы быть
7
ОБНОВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СТРАНЫ выносится НА РЕФЕРЕНДУМ
Почему основной закон иногда нуждается в поправках?
Действующая Конституция - документ, который позволил сформировать суверенное независимое государство.
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований
ВАДИМ ИПАТОВ
Действующая Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г. Она несколько раз совершенствовалась в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., а также в соответствии с Законом от 12 октября 2021 г. № 124-З.
КАК МЕНЯЛАСЬ ДЕЙСТВУЮЩАЯ КОНСТИТУЦИЯ БЕЛАРУСИ
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ НОРМ КОНСТИТУЦИИ НАЧАЛОСЬ С 2016 ГОДА
республиканский
референдум
24 ноября
1996 года
Председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь доктор исторических наук, профессор
игорь марзалюк
Необходимы политические изменения - это следующий этап развития.
Конституция, по которой мы до сих пор жили, — это кризисная Конституция.
Наша задача - придать динамику развития экономике, социально-политической системе, успешно конкурировать на международной арене и выходить в региональные лидеры.
Политолог
вадим боровик
Текущая Конституция во многом до сих пор отвечает запросам белорусского общества. На тот момент она была необходима.
В проекте Конституции целый ряд фундаментальных изменений, которые действительно трансформируют политическую систему, но мы стараемся делать это осторожно и качественно, чтобы ее не разбалансировать.
Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь
Андрей
савиных
Мы находимся в процессе модернизации политической системы нашего общества, которая включает изменения в модели государственного управления, причем не только социальной сферы, но и экономической.
Мы находимся не в процессе изменений Конституции, а в процессе реализации политической реформы.
почему мы опять вернулись к конституции?
Заместитель председателя Конституционного суда Республики Беларусь
доктор юридических наук
наталья карпович
кардинальных преобразований основ конституционного строя изменения не предусматривают. Речь идет о стабильном эволюционном развитии с ответом на внешние и внутренние вызовы. Изменения, которые сегодня разработаны, каждый гражданин должен поддержать, потому что они делают политическую и социальную жизнь каждого более осмысленной и во многом лучше.
Пришло общественное осознание необходимости закрепления в Конституции наших базовых ценностей.
в этом документе ответы на актуальные общественные запросы
ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО
РАЗДЕЛ II
раздел II
Конституцией Республики Беларусь и дальше будет закреплено право граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.
Как и прежде, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство продолжит проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, а также об инвалидах и пожилых людях.
предлагается
Установить, что брак – это союз женщины и мужчины.
Закрепить современные принципы социального государства, где блага создаются посредством труда и каждый вносит посильный вклад в развитие общества и государства.
Предусмотреть для лиц с инвалидностью равные возможности для их участия во всех сферах жизни.
Закрепить в качестве конституционного долга граждан проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа.
Установить, что государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании.
Закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии.
Установить, что государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.
Закрепить, что граждане для осуществления и удовлетворения политических, социальных, экономических, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности. Политические партии и другие общественные объединения создаются и действуют в соответствии с законом.
Закрепить гарантии государственной поддержки семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Заместитель главы Администрации Президента Беларуси
ОЛЬГА ЧУПРИС
ДЛЯ НАШЕГО ОБЩЕСТВА, КОТОРОЕ ВО ГЛАВУ УГЛА СТАВИТ ЧЕЛОВЕКА, ВАЖНО ЗАКРЕПИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, которые мы предоставляем и реализацию которых гарантируем на уровне Конституции.
ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ СОТКАН ИЗ ЧУВСТВ И ПОЖЕЛАНИЙ ЛЮДЕЙ
Принятие каких конституционных норм улучшит жизнь белорусов
ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
СТАТЬЯ 32.
ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИОРИТЕТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
Очень важное положение ориентировано на то, что мы будем обеспечивать воспитание детей в семье. Это говорит о том, что сейчас будет меньше детей отбираться из семей в случае, если будет стоять вопрос о необходимости государственной защиты. Что такое государственная защита? Практически всегда надо ребенка изъять из семьи и поместить в приют. Пусть временно, но это большой стресс для ребенка. Сейчас при такой конституционной норме надо будет подумать, как создать условия, чтобы ребенок остался в семье. Может быть, надо помочь семье, а не отбирать ребенка и заставлять родителей каким-то образом потом выискивать возможности, чтобы ребенка забрать из приюта. И эта норма еще говорит, что государство будет создавать условия для тех детей, которые сейчас оказались в приюте. Возможно, не стало родителей. Создавать условия, чтобы детей интегрировать в другие семьи, чтобы для них найти приемные семьи, чтобы дети воспитывались в семейных условиях.
более 27 тыс. многодетных семей открыли депозиты по новой программе "Семейный капитал"
здоровье
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
Все почему-то сосредоточились на обязанности граждан беречь свое здоровье. Но на самом деле изменения этой нормы исходили из другого. Там есть одно очень важное, значимое для каждого положение. Оно заключается в том, что при принятии этой нормы мы все сможем получить медицинские услуги за государственный счет не только в государственных учреждениях здравоохранения, а и в частных, если в этом будет необходимость. Никто об этом не подумал. Все переключились на обязанность и ответственность сохранять свое здоровье. А на самом деле есть очень важная норма, которая была поддержана Министерством здравоохранения. На сегодняшний день есть проблема - мы не можем воспользоваться бюджетными деньгами для того, чтобы оплатить необходимость лечения в частных учреждениях. А вот ч.1 ст.45 дает такую возможность.
СТАТЬЯ 45.
Гражданам республики беларусь гарантируется право на здоровье, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в порядке, установленным законом.
граждане заботятся о сохранении собственного здоровья.

В Беларуси созданы все условия для поддержания здоровья граждан
поддержка молодежи
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
Отдельно выделили статью, которая касается молодежи. Сейчас для молодежи будут создаваться отдельные программы их развития и участия в общественной и государственной жизни. Программы, которые должны придать стимул молодежному движению и интегрировать молодежь в государственную потребность участия в развитии страны.
СТАТЬЯ 31.
государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.

1
реализация потенциала молодежи
защита прав и свобод
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
Мы все должны задуматься над тем, насколько довольны теми решениями, которые принимаются государственными органами. Обжалуют довольно часто эти решения. Так вот норма в ст.60 Конституции сейчас закрепляет право каждого обжаловать решение, действие-бездействие государственных органов в суде в порядке, установленном законом. Безусловно, для одних решений это будет обжалование непосредственно в суде, для других - через предварительно административное обжалование. Но закрепление на уровне Конституции такого права дает дополнительные возможности гражданам для реализации любых своих прав.
СТАТЬЯ 60.
Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в порядке и сроки, определенные законом. Решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц,
ущемляющие права и свободы, могут быть обжалованы в суде.

С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане
в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке
как имущественный вред, так и материальное возмещение
морального вреда.
в Конституции не отказались от дальнейшего развития политических партий. Более того, даже в определенных статьях Конституции усилили этот тренд. Но пока партии сформируются, требуется время. И вот здесь Всебелорусское народное собрание может стать тем социальным инструментом, который сможет согласовывать интересы между социальными группами, не позволяя нарастать социальному напряжению в обществе.
Нужны институты, которые будут гармонизировать социальное пространство. Как правило, во всех странах эту функцию выполняют политические партии
Андрей савиных
СТАТЬЯ 36.
Граждане для осуществления и удовлетворения политических, социальных, экономических, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений, участие в их деятельности.
Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь
в ближайшие 5-10 лет ВНС будет выполнять функцию социальной гармонизации интересов различных слоев населения
всебелорусское народное собрание
Согласно проекту Конституции ВНС будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.
Предлагает изменения и дополнения в Конституцию.
новая глава
Всебелорусское
народное собрание
подробнее>>
ВНС является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого вече, Всебелорусского съезда 1917 г., Народного собрания Западной Беларуси 1939 г.

Непреходящая ценность собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.

Первое ВНС состоялось в 1996 г., именно его проведение позволило консолидировать общество, закрепить основные принципы суверенного белорусского государства, обеспечившие последующее успешное развитие страны. Затем форумы проходили в 2001, 2006, 2010 и 2016 гг. Все они также сыграли значимую роль в развитии независимой Беларуси. Шестое ВНС состоялось в очень непростой, во многом судьбоносный период развития белорусского общества. При этом форум стал, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.
предлагается
наделить ВНС существенными полномочиями
Утверждает основные стратегические и программные документы страны(основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития).
Инициирует проведение республиканского референдума.
Вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов.
Принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.
Принимает решение по предложению Президента о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
Формирует Конституционный и Верховный суды, Центральную избирательную комиссию.
Вправе ввести на территории Республики Беларусь
чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам.
В проекте определяется организационная структура ВНС, включающая Президиум, председателя и его заместителей, избираемых делегатами собрания.
срок полномочий ВНС — 5 лет.
собрания будут проходить Ежегодно.
Решения являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
ВНС представляет собой политический механизм лигитимирования важнейших решений развития государства.
Заместитель председателя Конституционного суда Республики Беларусь
доктор юридических наук
наталья карпович
благодаря ВНС у нас укрепляется разделение властей.
Политолог, эксперт РОО "Белая Русь"
петр петровский
всебелорусское
народное
собрание
президент. парламент. правительство. суд
РАЗДЕЛ IV
Сохранить Президентскую форму правления.
раздел IV
Для занятия должности Президента установить более высокий возрастной ценз – 40 лет, ценз оседлости – постоянное проживание в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, ценз гражданства – гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.
предлагается
Установить, что одно и то же лицо может быть Президентом не более 2-х сроков.
Президент может быть смещен с должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.
в отношении должности президента
в отношении деятельности Парламента
Увеличивается срок полномочий парламента с 4 до 5 лет.
Предусмотрена одна продолжительная сессия работы парламента (палаты собираются на сессию, которая открывается в третий вторник сентября и закрывается в последний рабочий день июня следующего года).
Депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач.
Назначение на должности всех ключевых руководителей, в том числе премьер-министра, председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с парламентом.
Важной поправкой является возложение на председателя верхней палаты парламента – Совета Республикиполномочий Президента в случае вакансии этой должности, или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, что позволит сохранить стабильность и управляемость в экстренных для страны ситуациях.
Вносит по согласованию с Президентом в Палату представителей проекты законов о республиканском бюджете и об утверждении отчета о его исполнении; обеспечивает исполнение республиканского бюджета.
Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки.
в отношении деятельности Правительства
В случае попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа, массовых и иных беспорядков вводит на территории страны чрезвычайное положение.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий.
если гражданин, например, считает, что действиями или решениями государственного органа нарушены его права и свободы, и он прошел все стадии судебной защиты, то он вправе обратиться в конституционный суд с тем, чтобы обосновать, что нормативно-правовой акт, на основании которого вынесены эти решения, не соответствует Конституции, и поэтому его права и свободы должны быть восстановлены и защищены.
впервые в нашу правовую систему вводится институт прямого доступа граждан к конституционному правосудию
Заместитель председателя Конституционного суда Республики Беларусь
доктор юридических наук
наталья карпович
СТАТЬЯ 116.
1
Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения:
по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных
в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты
Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности
Сергей
рачков
мы вновь возвращаемся к теме двух сроков президентства. Это еще раз подчеркивает, что изменения не подстраиваются под какую-то личность или группу государственных деятелей. А говорит о том, что есть динамика в развитии государства и общества.
тематика двух сроков президентства одна из самых популярных у граждан
основы конституционного строя
РАЗДЕЛ I
раздел I
Предусмотреть обязанность государства обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
предлагается
Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет статус нашего государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики. Одновременно исключается положение
о стремлении к нейтралитету.

РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
Почему мы так отстаиваем правду о Великой Отечественной войне? Это вопросы нашего места и нашей роли в международных отношениях, и это определенно наш сигнал международному сообществу, что мы не хотим отказываться от своего места - страны-победительницы.
Политолог, эксперт РОО "Белая Русь"
петр петровский
сохранение памяти о великой отечественной войне
мы должны смотреть в суть своей истории, своего происхождения. нам надо меньше смотреть на зарубежный опыт, потому что он базируется на иной ментальности и поэтому не применим на иной почве. даже экономические решения должны быть трансформированы, чтобы быть успешным в другой среде и в другом обществе. И пока мы пытались просто копировать, считая зарубежный опыт передовым, у нас получалось плохо. Как только мы сказали, что должны создавать собственный продукт, который ориентирован на наше общество, наш менталитет и наши интересы, у нас стало получаться намного лучше. И я надеюсь, что эта тенденция, которая началась с нового проекта Конституции, получит свое развитие и во всех 28-ми законах, которые мы должны будем изменить.
Очень важно, что в этом документе структурировано изложены национальные интересы, ориентиры, на которые люди должны равняться на данный момент и в перспективе. Национальный интерес – это наша национальная самобытность, это социально ориентированное государство, социальная ответственность граждан и ряд других позиций. Например, тема мирного атома тоже стратегия, это наш интерес сегодня.
Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности
Сергей
рачков
Андрей савиных
Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь
Референдум по Конституции. Как можно проголосовать не по прописке? Чем референдум отличается от других избирательных кампаний? Когда станут известны предварительные результаты голосования на референдуме? Какие вопросы при голосовании могут возникнуть у владельцев ID-карт и биометрических паспортов? На эти и другие вопросы отвечает гость проекта "В теме" – председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Игорь Карпенко.
Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований – гость проекта БЕЛТА «В теме». Эксперт высказал свое мнение по изменениям и дополнениям в Конституцию и рассказал, зачем мы это делаем.