2
РЕФЕРЕНДУМ.
В ТЕМЕ
02
чтобы быть
7
ОБНОВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ ОСНОВНОГО ЗАКОНА СТРАНЫ выносится НА РЕФЕРЕНДУМ
Почему основной закон иногда нуждается в поправках?
Действующая Конституция - документ, который позволил сформировать суверенное независимое государство.
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований
ВАДИМ ИПАТОВ
Действующая Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г. Она несколько раз совершенствовалась в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., а также в соответствии с Законом от 12 октября 2021 г. № 124-З.
КАК МЕНЯЛАСЬ ДЕЙСТВУЮЩАЯ КОНСТИТУЦИЯ БЕЛАРУСИ
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ НОРМ КОНСТИТУЦИИ НАЧАЛОСЬ С 2016 ГОДА
республиканский
референдум
24 ноября
1996 года
Председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь доктор исторических наук, профессор
игорь марзалюк
Необходимы политические изменения - это следующий этап развития.
Конституция, по которой мы до сих пор жили, — это кризисная Конституция.
Наша задача - придать динамику развития экономике, социально-политической системе, успешно конкурировать на международной арене и выходить в региональные лидеры.
Политолог
вадим боровик
Текущая Конституция во многом до сих пор отвечает запросам белорусского общества. На тот момент она была необходима.
В проекте Конституции целый ряд фундаментальных изменений, которые действительно трансформируют политическую систему, но мы стараемся делать это осторожно и качественно, чтобы ее не разбалансировать.
Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь
Андрей
савиных
Мы находимся в процессе модернизации политической системы нашего общества, которая включает изменения в модели государственного управления, причем не только социальной сферы, но и экономической.
Мы находимся не в процессе изменений Конституции, а в процессе реализации политической реформы.
почему мы опять вернулись к конституции?
Заместитель председателя Конституционного суда Республики Беларусь
доктор юридических наук
наталья карпович
кардинальных преобразований основ конституционного строя изменения не предусматривают. Речь идет о стабильном эволюционном развитии с ответом на внешние и внутренние вызовы. Изменения, которые сегодня разработаны, каждый гражданин должен поддержать, потому что они делают политическую и социальную жизнь каждого более осмысленной и во многом лучше.
Пришло общественное осознание необходимости закрепления в Конституции наших базовых ценностей.
в этом документе ответы на актуальные общественные запросы
ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО
РАЗДЕЛ II
ПОДРОБНЕЕ >>
раздел II
Конституцией Республики Беларусь и дальше будет закреплено право граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.
Как и прежде, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство продолжит проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, а также об инвалидах и пожилых людях.
предлагается
Установить, что брак – это союз женщины и мужчины.
Закрепить современные принципы социального государства, где блага создаются посредством труда и каждый вносит посильный вклад в развитие общества и государства.
Предусмотреть для лиц с инвалидностью равные возможности для их участия во всех сферах жизни.
Закрепить в качестве конституционного долга граждан проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа.
Установить, что государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании.
Закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии.
Установить, что государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.
Закрепить, что граждане для осуществления и удовлетворения политических, социальных, экономических, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности. Политические партии и другие общественные объединения создаются и действуют в соответствии с законом.
Закрепить гарантии государственной поддержки семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Заместитель главы Администрации Президента Беларуси
ОЛЬГА ЧУПРИС
ДЛЯ НАШЕГО ОБЩЕСТВА, КОТОРОЕ ВО ГЛАВУ УГЛА СТАВИТ ЧЕЛОВЕКА, ВАЖНО ЗАКРЕПИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ, которые мы предоставляем и реализацию которых гарантируем на уровне Конституции.
ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ СОТКАН ИЗ ЧУВСТВ И ПОЖЕЛАНИЙ ЛЮДЕЙ
Принятие каких конституционных норм улучшит жизнь белорусов
ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
СТАТЬЯ 32.
ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИОРИТЕТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
Очень важное положение ориентировано на то, что мы будем обеспечивать воспитание детей в семье. Это говорит о том, что сейчас будет меньше детей отбираться из семей в случае, если будет стоять вопрос о необходимости государственной защиты. Что такое государственная защита? Практически всегда надо ребенка изъять из семьи и поместить в приют. Пусть временно, но это большой стресс для ребенка. Сейчас при такой конституционной норме надо будет подумать, как создать условия, чтобы ребенок остался в семье. Может быть, надо помочь семье, а не отбирать ребенка и заставлять родителей каким-то образом потом выискивать возможности, чтобы ребенка забрать из приюта. И эта норма еще говорит, что государство будет создавать условия для тех детей, которые сейчас оказались в приюте. Возможно, не стало родителей. Создавать условия, чтобы детей интегрировать в другие семьи, чтобы для них найти приемные семьи, чтобы дети воспитывались в семейных условиях.
более 27 тыс. многодетных семей открыли депозиты по новой программе "Семейный капитал"
здоровье
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
Все почему-то сосредоточились на обязанности граждан беречь свое здоровье. Но на самом деле изменения этой нормы исходили из другого. Там есть одно очень важное, значимое для каждого положение. Оно заключается в том, что при принятии этой нормы мы все сможем получить медицинские услуги за государственный счет не только в государственных учреждениях здравоохранения, а и в частных, если в этом будет необходимость. Никто об этом не подумал. Все переключились на обязанность и ответственность сохранять свое здоровье. А на самом деле есть очень важная норма, которая была поддержана Министерством здравоохранения. На сегодняшний день есть проблема - мы не можем воспользоваться бюджетными деньгами для того, чтобы оплатить необходимость лечения в частных учреждениях. А вот ч.1 ст.45 дает такую возможность.
СТАТЬЯ 45.
Гражданам республики беларусь гарантируется право на здоровье, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в порядке, установленным законом.
граждане заботятся о сохранении собственного здоровья.

В Беларуси созданы все условия для поддержания здоровья граждан
поддержка молодежи
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
Отдельно выделили статью, которая касается молодежи. Сейчас для молодежи будут создаваться отдельные программы их развития и участия в общественной и государственной жизни. Программы, которые должны придать стимул молодежному движению и интегрировать молодежь в государственную потребность участия в развитии страны.
СТАТЬЯ 31.
государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.

1
реализация потенциала молодежи
защита прав и свобод
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
Мы все должны задуматься над тем, насколько довольны теми решениями, которые принимаются государственными органами. Обжалуют довольно часто эти решения. Так вот норма в ст.60 Конституции сейчас закрепляет право каждого обжаловать решение, действие-бездействие государственных органов в суде в порядке, установленном законом. Безусловно, для одних решений это будет обжалование непосредственно в суде, для других - через предварительно административное обжалование. Но закрепление на уровне Конституции такого права дает дополнительные возможности гражданам для реализации любых своих прав.
СТАТЬЯ 60.
Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в порядке и сроки, определенные законом. Решения и действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц,
ущемляющие права и свободы, могут быть обжалованы в суде.

С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане
в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке
как имущественный вред, так и материальное возмещение
морального вреда.
в Конституции не отказались от дальнейшего развития политических партий. Более того, даже в определенных статьях Конституции усилили этот тренд. Но пока партии сформируются, требуется время. И вот здесь Всебелорусское народное собрание может стать тем социальным инструментом, который сможет согласовывать интересы между социальными группами, не позволяя нарастать социальному напряжению в обществе.
Нужны институты, которые будут гармонизировать социальное пространство. Как правило, во всех странах эту функцию выполняют политические партии
Андрей савиных
СТАТЬЯ 36.
Граждане для осуществления и удовлетворения политических, социальных, экономических, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений, участие в их деятельности.
Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь
в ближайшие 5-10 лет ВНС будет выполнять функцию социальной гармонизации интересов различных слоев населения
всебелорусское народное собрание
ПОДРОБНЕЕ >>
Согласно проекту Конституции ВНС будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.
Предлагает изменения и дополнения в Конституцию.
новая глава
Всебелорусское
народное собрание
подробнее>>
ВНС является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого вече, Всебелорусского съезда 1917 г., Народного собрания Западной Беларуси 1939 г.

Непреходящая ценность собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.

Первое ВНС состоялось в 1996 г., именно его проведение позволило консолидировать общество, закрепить основные принципы суверенного белорусского государства, обеспечившие последующее успешное развитие страны. Затем форумы проходили в 2001, 2006, 2010 и 2016 гг. Все они также сыграли значимую роль в развитии независимой Беларуси. Шестое ВНС состоялось в очень непростой, во многом судьбоносный период развития белорусского общества. При этом форум стал, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.
предлагается
наделить ВНС существенными полномочиями
Утверждает основные стратегические и программные документы страны(основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития).
Инициирует проведение республиканского референдума.
Вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов.
Принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.
Принимает решение по предложению Президента о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
Формирует Конституционный и Верховный суды, Центральную избирательную комиссию.
Вправе ввести на территории Республики Беларусь
чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам.
В проекте определяется организационная структура ВНС, включающая Президиум, председателя и его заместителей, избираемых делегатами собрания.
срок полномочий ВНС — 5 лет.
собрания будут проходить Ежегодно.
Решения являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
РЕФЕРЕНДУМ. В ТЕМЕ
ВНС представляет собой политический механизм лигитимирования важнейших решений развития государства.
Заместитель председателя Конституционного суда Республики Беларусь
доктор юридических наук
наталья карпович
благодаря ВНС у нас укрепляется разделение властей.
Политолог, эксперт РОО "Белая Русь"
петр петровский
всебелорусское
народное
собрание
президент. парламент. правительство. суд
РАЗДЕЛ IV
ПОДРОБНЕЕ >>
Сохранить Президентскую форму правления.
раздел IV
Для занятия должности Президента установить более высокий возрастной ценз – 40 лет, ценз оседлости – постоянное проживание в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, ценз гражданства – гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.
предлагается
Установить, что одно и то же лицо может быть Президентом не более 2-х сроков.
Президент может быть смещен с должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.
в отношении должности президента
в отношении деятельности Парламента
Увеличивается срок полномочий парламента с 4 до 5 лет.
Предусмотрена одна продолжительная сессия работы парламента (палаты собираются на сессию, которая открывается в третий вторник сентября и закрывается в последний рабочий день июня следующего года).
Депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач.
Назначение на должности всех ключевых руководителей, в том числе премьер-министра, председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с парламентом.
Важной поправкой является возложение на председателя верхней палаты парламента – Совета Республикиполномочий Президента в случае вакансии этой должности, или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, что позволит сохранить стабильность и управляемость в экстренных для страны ситуациях.
Вносит по согласованию с Президентом в Палату представителей проекты законов о республиканском бюджете и об утверждении отчета о его исполнении; обеспечивает исполнение республиканского бюджета.
Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки.
в отношении деятельности Правительства
В случае попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа, массовых и иных беспорядков вводит на территории страны чрезвычайное положение.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий.
если гражданин, например, считает, что действиями или решениями государственного органа нарушены его права и свободы, и он прошел все стадии судебной защиты, то он вправе обратиться в конституционный суд с тем, чтобы обосновать, что нормативно-правовой акт, на основании которого вынесены эти решения, не соответствует Конституции, и поэтому его права и свободы должны быть восстановлены и защищены.
впервые в нашу правовую систему вводится институт прямого доступа граждан к конституционному правосудию
Заместитель председателя Конституционного суда Республики Беларусь
доктор юридических наук
наталья карпович
СТАТЬЯ 116.
1
Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения:
по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных
в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты
Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности
Сергей
рачков
мы вновь возвращаемся к теме двух сроков президентства. Это еще раз подчеркивает, что изменения не подстраиваются под какую-то личность или группу государственных деятелей. А говорит о том, что есть динамика в развитии государства и общества.
тематика двух сроков президентства одна из самых популярных у граждан
основы конституционного строя
РАЗДЕЛ I
ПОДРОБНЕЕ >>
раздел I
Предусмотреть обязанность государства обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
предлагается
Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет статус нашего государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики. Одновременно исключается положение
о стремлении к нейтралитету.