КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ,
ВЫНОСИМЫМИ НА РЕФЕРЕНДУМ
Действующая Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г. Она несколько раз совершенствовалась в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., а также в соответствии с Законом от 12 октября 2021 г. № 124-З.
Накануне VI ВНС предложения по изменению Конституции широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране в октябре 2020 – феврале 2021 года. Обсуждение было организовано максимально открыто и демократично на базе учреждений образования, общественных и молодежных организаций, в трудовых коллективах. В нем могли принять участие все желающие.
проекта конституции
Данные положения являются ответом на негативные тенденции глобализации современного мира: девальвации национальных суверенитетов, традиционных ценностей, в том числе семьи, брака, отношений мужчины и женщины, национальных культур и духовно-исторического наследия. Укрепление государственности, рост благосостояния граждан могут быть реализованы только при условии сохранения фундаментальных ценностей.

Сегодня как никогда обострена проблема национальной идентичности. Где нет сильной нации, нет самостоятельного суверенного государства. Для Беларуси этот вопрос ввиду исторических предпосылок также является актуальным.
Согласно проекту Конституции ВНС будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.
Предлагает изменения и дополнения в Конституцию.
новая глава
Всебелорусское
народное собрание
подробнее>>
ВНС является воплощением глубокой исторической традиции, начиная от Полоцкого вече, Всебелорусского съезда 1917 г., Народного собрания Западной Беларуси 1939 г.

Непреходящая ценность собрания как инструмента прямой демократии заключается в первую очередь в предоставлении гражданам возможности непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества.

Первое ВНС состоялось в 1996 г., именно его проведение позволило консолидировать общество, закрепить основные принципы суверенного белорусского государства, обеспечившие последующее успешное развитие страны. Затем форумы проходили в 2001, 2006, 2010 и 2016 гг. Все они также сыграли значимую роль в развитии независимой Беларуси. Шестое ВНС состоялось в очень непростой, во многом судьбоносный период развития белорусского общества. При этом форум стал, по сути, венцом широкого общенационального диалога, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались наиболее актуальные для современности и перспектив нашей страны вопросы.
предлагается
наделить ВНС существенными полномочиями
Утверждает основные стратегические и программные документы страны(основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития).
Инициирует проведение республиканского референдума.
Вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов.
Принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.
Принимает решение по предложению Президента о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
Формирует Конституционный и Верховный суды, Центральную избирательную комиссию.
Вправе ввести на территории Республики Беларусь
чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам.
В проекте определяется организационная структура ВНС, включающая Президиум, председателя и его заместителей, избираемых делегатами собрания.
срок полномочий ВНС — 5 лет.
собрания будут проходить Ежегодно.
Решения являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.
БЕЛОРУСОВ ПОДДЕРЖИВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
БОЛЕЕ
раздел I
Предусмотреть обязанность государства обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
предлагается
Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет статус нашего государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики. Одновременно исключается положение
о стремлении к нейтралитету.

раздел II
Конституцией Республики Беларусь и дальше будет закреплено право граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.
Как и прежде, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство продолжит проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, а также об инвалидах и пожилых людях.
предлагается
Установить, что брак – это союз женщины и мужчины.
Закрепить современные принципы социального государства, где блага создаются посредством труда и каждый вносит посильный вклад в развитие общества и государства.
Предусмотреть для лиц с инвалидностью равные возможности для их участия во всех сферах жизни.
Закрепить в качестве конституционного долга граждан проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа.
Установить, что государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании.
Закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии.
Установить, что государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.
Закрепить, что граждане для осуществления и удовлетворения политических, социальных, экономических, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности. Политические партии и другие общественные объединения создаются и действуют в соответствии с законом.
Закрепить гарантии государственной поддержки семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
"Конституция - это основной документ страны, в котором все должно быть концептуально и стратегически выверено".
Вадим Ипатов
директор Национального центра законодательства и правовых исследований
белорусов планируют принять участие в референдуме по изменению Конституции
БОЛЕЕ
раздел III
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, по предложению Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей и Совета Республики, а также граждан.
Председатель и члены Центральной избирательной комиссии избираются на пять лет и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
предлагается
Право выдвижения кандидатов в депутаты
принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.
Запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Систему избирательных комиссий возглавляет Центральная избирательная комиссия. Центральная избирательная комиссия организует выборы Президента, делегатов Всебелорусского народного собрания, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, проведение республиканских референдумов, осуществляет контроль за исполнением законодательства о выборах и референдуме, а также иные полномочия, установленные законом.
Выборы депутатов проводятся в единый день голосования в последнее воскресенье февраля.
белорусов поддерживают инициативы Президента по сохранению суверенитета и независимости
БОЛЕЕ
Сохранить Президентскую форму правления.
раздел IV
Для занятия должности Президента установить более высокий возрастной ценз – 40 лет, ценз оседлости – постоянное проживание в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, ценз гражданства – гражданин, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.
предлагается
Установить, что одно и то же лицо может быть Президентом не более 2-х сроков.
Президент может быть смещен с должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.
в отношении должности президента
в отношении деятельности Парламента
Увеличивается срок полномочий парламента с 4 до 5 лет.
Предусмотрена одна продолжительная сессия работы парламента (палаты собираются на сессию, которая открывается в третий вторник сентября и закрывается в последний рабочий день июня следующего года).
Депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач.
Назначение на должности всех ключевых руководителей, в том числе премьер-министра, председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с парламентом.
Важной поправкой является возложение на председателя верхней палаты парламента – Совета Республикиполномочий Президента в случае вакансии этой должности, или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, что позволит сохранить стабильность и управляемость в экстренных для страны ситуациях.
Вносит по согласованию с Президентом в Палату представителей проекты законов о республиканском бюджете и об утверждении отчета о его исполнении; обеспечивает исполнение республиканского бюджета.
Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки.
в отношении деятельности Правительства
В случае попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа, массовых и иных беспорядков вводит на территории страны чрезвычайное положение.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий.
Изменить порядок формирования Конституционного и Верховного судов (избирать председателей и судей этих судов будет Всебелорусское народное собрание).
предлагается
Закрепить статус Верховного суда. Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.
судебная система
существенно повысить статус и значение органа конституционного правосудия – Конституционного Суда. Помимо имеющихся полномочий он будет давать заключение (принимать решение) о:
Толковании Конституции.
Конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
Конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум.
Конституционности проведения выборов Президента и парламента.
Наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции.
Рассматрении жалоб граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
По запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
Вводится новый институт защиты гарантированных прав граждан – подача напрямую в Конституционный суд конституционной жалобы.
На Национальном правовом интернет-портале обнародован проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь для всенародного обсуждения. Координация работ по сбору и обобщению откликов граждан по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, вынесенному для всенародного обсуждения, проводится Национальным центром правовой информации.

Мнения граждан по проекту изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, а также возможные предложения направляются в Национальный центр правовой информации:
- по электронной почте sbor@ncpi.gov.by;
- посредством заполнения электронной формы, находящейся на Национальном правовом интернет-портале по адресу sbor.pravo.by;
- в письменном виде по адресу: 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а, НЦПИ, с пометкой "Конституция".

С проектом изменений и дополнений Конституции можно также ознакомиться на интернет-портале Президента Республики Беларусь.
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
Благодаря Конституции в правовом поле закрепляются столпы белорусской модели общественного развития:
— сильное государство
социально ориентированная
рыночная экономика
традиционные христианские ценности