Международная деятельность
Центральная избирательная комиссия заинтересована в широком участии авторитетных экспертов из других государств в наблюдении за ходом голосований в Беларуси. Статьей 13 Избирательного кодекса Республики Беларусь закреплен принцип открытости и гласности при подготовке и проведении выборов и референдумов.
Елена БАЛДОВСКАЯ
секретарь цик
интервью
ЦИК совместно с иными уполномоченными государственными органами (должностными лицами) традиционно принимают активные меры по привлечению наблюдателей от избирательных органов иностранных государств и международных организаций, специализирующихся на вопросах избирательного законодательства и выборов в целом.
Стоит отметить, что важность института иностранного (международного) наблюдения заключается в том, чтобы обеспечить объективность проводимых в стране электоральных кампаний, а также их соответствие законодательству государства, в котором они проходят. Данный институт влияет на последующую легитимацию международным сообществом итогов проведенных выборов и референдумов.
наблюдатели
Наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Беларусь Президентом, Всебелорусским народным собранием, Палатой представителей, Советом Республики, Советом Министров, Министерством иностранных дел и Центральной избирательной комиссией. При этом последняя аккредитует международных наблюдателей и выдает им соответствующие удостоверения. Если наблюдатель нарушает законодательство Беларуси или общепризнанные принципы и нормы международного права, ЦИК имеет право лишить его аккредитации. Законодательство Беларуси не разделяет права белорусских и международных наблюдателей.
Международное сотрудничество
Члены Центральной избирательной комиссии и ее аппарата систематически принимают участие в наблюдении за выборами и референдумами в других странах. Они также участвуют в конференциях, встречах, семинарах по избирательной тематике, проводимых избирательными органами других стран и международными организациями. Участие в таких мероприятиях позволяет доводить до международной общественности объективную информацию об избирательной системе Беларуси, итогах прошедших в стране избирательных кампаний и референдумов.
Иван МУШКЕТ
заместитель руководителя Секретариата Совета Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ - директор Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ
интервью
Международное сотрудничество способствует обмену опытом между организаторами выборов и референдумов, а также получению актуальной информации о последних тенденциях в электоральной сфере. Взаимодействие на международной арене также открывает доступ к знаниям о внедрении современных информационно-технических средств при проведении выборов и референдумов в различных государствах.
Центральная избирательная комиссия Беларуси в 2013 году стала одной из основательниц Всемирной ассоциации избирательных органов (A-WEB), которая сегодня является самой крупной международной организацией, объединяющей организаторов выборов. В составе ассоциации насчитывается 119 участников из 109 стран мира. Основная цель этой структуры – способствовать проведению свободных, честных и прозрачных выборов без вмешательства во внутренние дела независимых государств. Членство в A-WEB позволяет укреплять профессиональные контакты с коллегами из разных стран и следить за глобальными тенденциями в электоральной сфере.
Всемирная ассоциация избирательных органов
14 октября 2022 года в Астане было подписано Соглашение об образовании Консультативного совета руководителей избирательных органов государств - участников СНГ, которое вступило в силу 28 января 2023 года.

Консультативный совет выступает площадкой для обмена опытом по вопросам обеспечения избирательных прав и свобод граждан, совершенствования правовых условий для проведения выборов и референдумов в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами государств Содружества.
Консультативный совет руководителей избирательных органов государств - участников СНГ
19 сентября 2024 года на полях Международного электорального форума в Минске прошло третье заседание Консультативного совета. В заседании участвовали представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Секретариата Совета МПА СНГ. В режиме видео-конференц-связи в мероприятии также приняли участие представители центризбиркомов Армении и Узбекистана.

На заседании были подведены итоги председательства Узбекистана в Совете. Председательство перешло к Беларуси. Во время дискуссии члены Консультативного совета обсудили белорусский опыт по проведению единого дня голосования, а также опыт России по организации выборов Президента. Кроме того, на встрече обсуждались вопросы современных подходов к организации международного наблюдения и создания общественной молодежной комиссии при Совете.

Планируется, что следующее заседание Консультативного совета руководителей избирательных органов государств - участников СНГ состоится в 2025 году в Беларуси.
Игорь КАРПЕНКО
председатель ЦИК
комментарий
Консультативный совет руководителей избирательных органов государств - участников СНГ
Беларусь присоединилась к Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 30 января 1992 года. Эта организация объединяет 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки, являясь крупнейшим региональным объединением.

Беларусь сотрудничает с различными подразделениями ОБСЕ, включая Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Основной задачей БДИПЧ является поддержка стран - членов ОБСЕ в развитии их демократических институтов, обеспечении верховенства закона и защите прав человека. Бюро выполняет функции наблюдения за проведением выборов, мониторинга соблюдения прав человека, а также оказывает экспертную помощь и поддержку странам региона ОБСЕ по широкому спектру вопросов, от продвижения гендерного равенства до реформирования судебной системы.
Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан в государствах - участниках СНГ
Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
С 4 января 2014 года Беларусь является участником Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан в государствах - участниках СНГ. В этом документе впервые в мировой практике в формате международного правового акта были закреплены систематизированные стандарты свободных и демократических выборов на пространстве СНГ. Конвенция признана международным сообществом и обязательна к исполнению всеми ее участниками.
При этом в последнее время эксперты и специалисты отмечают высокий уровень предвзятой политизированности в действиях наблюдателей от БДИПЧ. В результате Беларусь воздержалась от приглашения наблюдателей ОБСЕ на республиканский референдум 2022 года, а также выборы депутатов в единый день голосования, которые прошли 25 февраля 2024 года.

Постоянный представитель Беларуси при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас пояснил, что такое решение в первую очередь обосновано состоянием системы ОБСЕ по наблюдению за выборами. В ней наблюдаются определенные географические и функциональные перекосы, например, это касается выбора формата наблюдения и неравного количества наблюдателей, которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Варшавы, а также традиционного доминирования представителей стран Запада в этих миссиях.
Мы считаем, что этот дисбаланс стал возможным из-за отсутствия у ОБСЕ единых норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного наблюдения за выборами. Беларусь не один раз обращала внимание на это. Чтобы предупредить применение этих двойных стандартов, Беларусь совместно с Россией, другими союзниками не раз предлагала разработать единые нормы электорального мониторинга. Но эта инициатива, к сожалению, была отвергнута, и двойные стандарты электорального наблюдения по линии ОБСЕ сохраняются по настоящее время.
Андрей ДАПКЮНАС, постоянный представитель Беларуси при международных организациях в Вене
Беларусь, по словам постпреда, готова и в дальнейшем добиваться введения ясных стандартов, чтобы наблюдение по линии ОБСЕ проводилось на основе подходов, которые разделяют все страны - участницы.

Второй важной причиной принятого белорусской стороной решения является деградация атмосферы межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая наблюдается как на двустороннем треке, так и внутри самой организации. Сейчас этот процесс достиг критической точки и вылился в итоге в острый кризис доверия, нарушение традиций уважительного, дипломатичного диалога. Нарастает враждебность, остракизм в отношениях между странами. Яркое проявление – введение странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций, в том числе в отношении ЦИК и парламента.
Еще одним фактором, усложняющим приглашение международных наблюдателей ОБСЕ, является ухудшение по вине Запада логистических возможностей выезда и въезда из Беларуси по причине закрытия западными соседями ряда пунктов пропуска на границе и ограничение авиационного сообщения.

В то же время решение белорусских властей воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на последние проходившие в стране электоральные кампании не означает отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК