О совместной деятельности ЦИК Беларуси и Международного института мониторинга развития демократии
Иван МУШКЕТ – заместитель руководителя Секретариата Совета Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ - директор Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ
Сотрудничество Центральной избирательной комиссии Беларуси и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ, безусловно, складывается очень плодотворно. Сегодня ЦИК Беларуси является структурой, которая помимо своей основной деятельности - подготовка, организация и проведение выборов и референдумов - решает еще несколько важных задач. Это еще и очень широкое направление просветительской работы. Достаточно зайти на Telegram-канал ЦИК, чтобы увидеть всю палитру деятельности, которую она осуществляет. И это дает свои результаты.
Достаточно вспомнить 2020 год и события, происходящие в ходе электоральной кампании, чтобы понять, какую сложную работу пришлось провести для того, чтобы в том числе консолидировать общество по его отношению к выборам, сформировать доверие избирателя. И здесь основное место занимает работа с молодежью.

У нашего института много направлений деятельности, в том числе работа с молодежью. Институт организует и проводит молодежные парламентские и электоральные школы, международные студенческие и школьные олимпиады и конкурсы, научные дебаты, дискуссионные клубы.
Поэтому здесь мы очень тесно взаимодействуем с ЦИК Республики Беларусь. У нас много совместных мероприятий. Мы проводим семинары, круглые столы, конференции, на которых обсуждаем актуальные вопросы, касающиеся электоральной сферы.
"Если говорить о неких западных стандартах, то хочется спросить: а каковы они?"
Я участвовал в международном наблюдении за президентскими выборами в Республике Беларусь в 2020 году, конституционном референдуме 2022 года, парламентских выборах 2024 года, а также во всех государствах СНГ и за пределами Содружества. Это около 50 мониторинговых кампаний за неполные пять лет. И если говорить о неких западных стандартах, то хочется спросить: а каковы они? Там могут много чего говорить или писать.
Но когда читаешь то, что они напишут, особенно заранее приезжая на выборы в те или иные страны, то можно увидеть, что они сознательно формируют определенную обстановку или атмосферу. И тут начинаешь задумываться - а так ли это, как они написали? О каких стандартах идет речь? В странах СНГ есть Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Это документ, открытый в том числе и для присоединения других стран, не только участников Содружества.
И если мы говорим о стандартах, то в конвенции конкретно перечислено, что собой представляют стандарты, о которых я говорю. Это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти. Это обязательность, справедливость, подлинность и свобода выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободное волеизъявление избирателей, открытый и гласный характер выборов, независимость органов администрирования выборов, запрет на иностранное финансирование и так далее.
Да, есть и другие документы, в которых участвуют наши страны. Например, документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению в Европе 1990 года. Но я вам хочу сказать, что они отличаются от Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. У нас все четко прописано. А там эти все вещи, скажем так, очень объемные, отсутствуют конкретика и четкость изложения.
"В Беларуси работа избирательных комиссий организована на высочайшем уровне"
Хотелось бы сказать несколько слов о том, как строится наша работа. Мы получаем приглашение от парламента или от Центральной избирательной комиссии того или иного государства. Далее формируется группа из международных наблюдателей. В эту группу входят сенаторы и депутаты парламентов. Безусловно, это опытные люди, которые сами прошли через выборы. Они знают не понаслышке, что происходит на избирательных участках.
Когда такая группа из опытных профессионалов приезжает в другую страну, то им достаточно взгляда на избирательный участок, чтобы сделать соответствующие выводы о том, насколько все соответствует законодательству. Безусловно, существуют нормативные акты в той или иной стране, которые определяют и порядок формирования комиссии, и ее работу.

Кстати, в конвенции прописано, что государство берет на себя обязательства по формированию независимых избирательных комиссий. А это целая система, начиная от центральной комиссии и завершая участковой избирательной комиссией. Есть требования, где прописано, как они должны быть созданы, как должны работать, кто участвует в работе избирательных комиссий и так далее.
Этот экскурс был неслучаен, потому что в итоге наша группа приходит к тому или иному заключению, которое мы потом обнародуем. Мы говорим о том, как работают участковые комиссии, вся избирательная система. И я хочу сказать, что в Беларуси работа избирательных комиссий организована на высочайшем уровне.
Если говорить конкретно о Беларуси, то в вашей стране есть такая практика, как досрочное голосование. Оно начинается за пять дней и длится до основного дня голосования. Этот институт досрочного голосования позволяет вовлекать больше избирателей и позволяет проголосовать им в удобное время. Отмечу, что во время пандемии COVID-19 опыт вашей страны стал востребован во многих странах мира, так как оказалось, что благодаря ему можно повысить уровень безопасности здоровья граждан.

Кроме того, в Беларуси ведется очень большая работа с молодыми избирателями. И просветительская работа в этом случае - большая заслуга Центральной избирательной комиссии. Этот опыт перенимают и другие страны.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК