ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТА - В ЧИСЛЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СВЯЗИ С ВВОДОМ БелАЭС
тыс.
ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ В БЕЛАРУСИ К 2025 ГОДУ
К 2030 году, по оптимистичным прогнозам экспертов, количество электромобилей в Беларуси увеличится до 300 тыс. Что касается мировой тенденции, то через 10 лет доля авто на электрической тяге может составить до 40% от общего количества транспорта. Ожидается, что спрос на аккумуляторные батареи увеличится в 15 раз.
ПРОГНОЗЫ РЫНКА
10 тыс.
элетромобилей
80 млн кВт/ч
потребление электроэнергии
столько потребляет среднестатистический район Беларуси
"Не во всех странах есть достаточное количество вырабатываемой электроэнергии для использования электромобилей. В Беларуси же атомная станция будет приводить данное транспортное средство в движение, кроме того, созданы хорошие условия для развития электротранспорта".
Директор СЗАО «Белджи» Геннадий Свидерский
ПОЛНЫЙ ПЕРЕХОД НА ЭЛЕКТРОМОБИЛИ ПО СТРАНАМ
2025
2030
2032
2040
НОРВЕГИЯ
НИДЕРЛАНДЫ
ДАНИЯ
ИРЛАНДИЯ
ИЗРАИЛЬ
ИСЛАНДИЯ
СЛОВЕНИЯ

ШОТЛАНДИЯ
ФРАНЦИЯ
ПОРТУГАЛИЯ
ИСПАНИЯ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Электромобили вносят довольно большой вклад в защиту экологии. Зеленая экономика, защита природы - они соответствуют всем трендам. Выбросы от транспорта вызывают у людей проблемы со здоровьем, а электромобили помогут это предотвратить. В совокупности с возобновляемыми источниками энергии они будут способствовать формированию современного экологичного общества.
ЭКОЛОГИЯ
КОЭФфИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ
Электромобили постепенно дешевеют. И их характеристики улучшаются. Если в 2015 году на рынке присутствовали электромобили с пробегом 150-170 км, то сегодня, как правило, это уже 300 км за ту же стоимость.
ПРОФЕССИЯ "АВТОСЛЕСАРЬ" ПОД УГРОЗОЙ
ЭЛЕКТРОМОБИЛЮ ТРЕБУЕТСЯ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ ЗАПЧАСТЕЙ
Стоимость владения отличается в пользу электромобиля. Для сравнения: если взять электромобиль Skoda Citigo и авто Skoda того же класса с двигателем внутреннего сгорания, то при передвижении около 20 тыс. км в год владелец электромобиля буквально за 2-2,5 года вернет разницу в цене. Увеличивается плотность энергии в литийионных батареях, и соответственно снижается их стоимость. Bloomberg NEF фиксирует падение цены с $156/кВт.ч в 2019 году до $135/кВт.ч в 2020-м.
По предложению Беларуси решением Совета ЕЭК в странах ЕАЭС до 31 декабря 2021 года установлена нулевая таможенная пошлина в отношении электромобилей.
Глава государства подписал разработанный Минэкономики указ "О стимулировании использования электромобилей", который содействует дальнейшему развитию сети зарядных станций в Беларуси и делает приобретение электромобилей более выгодным благодаря нулевому НДС, бесплатной парковке и освобождения от дорожного сбора.
Экономия при покупке и эксплуатации электромобиля с учетом льгот и обнуления таможенных пошлин может составить Br15-30 тыс.
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ СТАНОВЯТСЯ МЕЙНСТРИМОМ
ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ МЕР КОЛИЧЕСТВО АВТО НА ЭЛЕКТРОТЯГЕ В БЕЛАРУСИ УДВОИЛОСЬ И НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ
1200
ЕДИНИЦ
ИНФРА-
СТРУКТУРА
С 2018 ГОДА В БЕЛАРУСИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАРЯДНОЙ СЕТИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ. ГОСОПЕРАТОР - ПО "БЕЛОРУСНЕФТЬ" (бренд Malanka)
ПО "БЕЛОРУСНЕФТЬ" ПЛАНИРУЕТ УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ К 2022 г.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ
БУДУЩЕЕ
4 мин
подзарядки
СЕГОДНЯ СЕТЬ ЭЗС МОЖЕТ ОБСЛУЖИВАТЬ ДО 15 тыс. ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
MODE 3. МЕДЛЕННЫЕ ЗАРЯДНЫЕ СТАНЦИИ
ЛОКАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ПЛОЩАДИ. ПОЛНАЯ ЗАРЯДКА АВТО ЗА 6-8 ЧАСОВ
(ЗАВЕРШЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
КАРШЕРИНГ ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ
(РАЗВИВАЮЩИЙСЯ СЕКТОР)
В СПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ УСТАНОВЛЕНЫ "БЫСТРАЯ ЗАРЯДНАЯ - МЕДЛЕННАЯ ЗАРЯДНАЯ СТАНЦИИ"
MODE 4. БЫСТРЫЕ ЗАРЯДНЫЕ СТАНЦИИ МОЩНОСТЬЮ 50 кВт
(ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
УСТАНАВЛИВАЮТСЯ В ГОРОДЕ ВОЗЛЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ, ВОКЗАЛОВ, ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ. ПОЗВОЛЯЮТ ЗА ПОЛЧАСА ЗАРЯДИТЬ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ НА 120-150 КМ
СУПЕРБЫСТРЫЕ ЗАРЯДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
кВт
на 200 км
пополнение батареи
БОЛЕЕ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭЗС
2030 г.
1304 ЭЗС к
УСТАНОВКА 1224 ЭЗС MODE 3 и MODE 4 В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
УСТАНОВКА 80 ЭЗС MODE 4 НА ВСЕХ ОСНОВНЫХ АВТОМАГИСТРАЛЯХ С РАССТОЯНИЕМ МЕЖДУ ДВУМЯ БЛИЖАЙШИМИ СТАНЦИЯМИ 50-70 КМ
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ТАКЖЕ УСТАНОВКА 25 СУПЕРБЫСТРЫХ ЭЛЕКТРОЗАРЯДНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ГОРОДАХ ОБЛАСТНОГО ПОДЧИНЕНИЯ И МИНСКЕ, А ТАКЖЕ НА ОСНОВНЫХ АВТОМАГИСТРАЛЯХ С РАССТОЯНИЕМ МЕЖДУ ДВУМЯ БЛИЖАЙШИМИ СТАНЦИЯМИ 120−150 КМ
2020 г.- 400 ЭЗС
ОКОЛО 1 ТЫС. ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ПЛАНИРУЮТ ПРОИЗВЕСТИ В СЗАО "БЕЛДЖИ" В 2021 ГОДУ
ПРОИЗВОДСТВО
КМ
НА ОДНОЙ ЗАРЯДКЕ
Первые четыре образца электрокара Geely Geometry A поступили в распоряжение «БЕЛДЖИ» в марте 2020 года. Один остался для тестовых испытаний на заводе, а три поступили в дилерские центры. Директор «БЕЛДЖИ» отметил: по техническим параметрам автомобиля заявленный максимальный запас хода оптимален для массового потребителя. Качество белорусских дорог, расстояние между городами и развитая сеть электрических заправок позволяют комфортную эксплуатацию данной модели.
БАТАРЕИ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ К ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА
"ПРОЦЕСС МАССОВОГО ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ДОЛЖЕН СТАРТОВАТЬ С РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАПРИМЕР ПАРКОВ ТАКСИ".
Директор СЗАО «Белджи» Геннадий Свидерский
(при температуре ниже плюс 10 градусов на 10-15% снижается емкость батареи и дальность поездки)
(машина сама "читает" знаки, держит полосу, имеет адаптированный круиз-контроль)
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ
В РЕЖИМЕ "СТАРТ-СТОП" ИДЕТ ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРА
(рекуперация)
НАИВЫСШИЙ РЕЙТИНГ БЕЗОПАСНОСТИ - 5 ЗВЕЗД
"Наше мнение заключается в том, чтобы использовать новые машины, а не завозить из-за границы бывшие в употреблении. Вероятно, это приведет к более высоким затратам, зато повысит безопасность и заинтересованность в организации производства таких авто. Стоит понимать: помимо технических нюансов, есть и экономическая составляющая. Все должно быть финансово обоснованно и окупаемо".
"Увеличивая парк электрокаров, нужно думать о проблеме их утилизации. В первую очередь речь об аккумуляторных батареях".
Длина седана чуть более 4,7 м. Мотор способен развить мощность до 163 лошадиных сил. До заветной "сотки" разгоняется за 8,8 секунды. В качестве аккумулятора используются литийионные батареи в двух исполнениях: 51,9 и 61,9 кВт ч. Запас хода в таком случае составит 500 км и 410 км соответственно при среднем расходе 13,5 кВт ч на сотню километров. В авто установлены элетронные системы.
"ГЕОМЕТРИЯ"
тыс.
ПЛАНКА, ПРИ КОТОРОЙ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КЛИЕНТЫ ГОВОРЯТ О ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В ДАННОМ АВТОМОБИЛЕ
Вместе с китайскими коллегами продолжается активная работа по организации производства электрокаров на базе "БЕЛДЖИ". Существует много вопросов технического характера. Например, в Китае другой интерфейс зарядных станций – у нас внедрен европейский стандарт. Завод сотрудничает с акционерным обществом "Витязь" для того, чтобы машина "понимала" те заправки, которые есть в стране. Есть нюанс русификации мультимедийной системы. Это важно, ведь клиент должен максимально пользоваться всеми преимуществами автомобиля. И конечно же, вопрос себестоимости и серийности.
"ОРГАНИЗОВЫВАЯ ПРОИЗВОДСТВО "БЕЛДЖИ", НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИНЦИПОМ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ. ТОГДА МОЖНО ГОВОРИТЬ ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ".
$
БЕЛОРУССКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
– Мы ее привезли, показали и получили множество положительных откликов. Как следствие – организовали производство. Кстати, в этом случае впервые получили опыт дистанционной работы: один коллектив трудился в Китае, другой – в Беларуси. По такому же принципу, скорее всего, будет выстроен процесс и с электромобилем. Однако дистанционная работа крайне хлопотная. И чтобы решиться на такие затраты, нужно видеть их потенциальную окупаемость.
По словам директора, существующий белорусский рынок электромобилей не очень большой, но потенциально огромный. Первые шаги в таких условиях делать довольно сложно.
Геннадий Свидерский привел модель Coolray, комфорт и удобство которой смогли оценить уже тысячи белорусов.
– Пока работаем с китайскими коллегами и надеемся, что к концу года сможем назвать какие-то сроки и коммерческие условия появления данного авто в Беларуси. Повторюсь, мы в контакте с нашими дилерами, они изучают ожидания покупателей в том числе в плане стоимости модели.
С ВАДИМОМ ШУТОМ - ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ОБЛАДАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ "ТЕСЛА" В БЕЛАРУСИ

ТЕСТ-ДРАЙВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ
год
ПОДПИСАН ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И КОМПОНЕНТОВ ЭЛЕКТРОПРИВОДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
При поддержке Министерства промышленности институтом фактически с нуля разработан и изготовлен комплекс базовых компонентов электрических силовых установок. Тяговые электродвигатели, силовые преобразователи, системы управления тяговых аккумуляторных батарей, электронные модули систем верхнего уровня управления устанавливаются на технику белорусских именитых машиностроителей. Свои ресурсы ученые продолжат сосредоточивать на разработке, создании, испытаниях и сертификации опытных образцов компонентов электросиловых установок для легкового и грузового (коммерческого) электротранспорта. Среди перспективных разработок: льдозаливочный комбайн с электроприводом, каркасно-панельный грузопассажирский электромобиль Academic Electro, электрогрузовик и даже гоночный кабриолет Electric Roadster.
В ОБЪЕДИНЕННОМ ИНСТИТУТЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ НАН БЕЛАРУСИ СФОРМИРОВАН ПРОФИЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР "ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ И ГИБРИДНЫЕ СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ МОБИЛЬНЫХ МАШИН", НА БАЗЕ КОТОРОГО ВПОСЛЕДСТВИИ ОРГАНИЗОВАЛИ КЛАСТЕР "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ"
РАЗРАБОТКИ
2017
Организован экспериментальный участок по сборке литийионных аккумуляторных батарей для персональных электрических транспортных средств. Оценивается ресурс одного из типов ячеек для батареи электромобилей. Изготовлены опытные образцы электровелосипедов, электроскутеров, электросамокатов. Активизировать работу в данном направлении – прямое поручение Президента Беларуси. Электротехнологии применяются в легковых, грузопассажирских автомобилях, минивэнах, а также при создании беспилотных летательных аппаратов. И, как считают специалисты, отечественные разработки соответствуют мировому уровню.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ТРАНСПОРТ
В МИНСКЕ НА МАРШРУТЫ ВЫХОДЯТ ТРОЛЛЕЙБУСЫ, ЭЛЕКТРОБУСЫ, ТРАМВАИ, ПОЕЗДА МЕТРО. В ГОМЕЛЕ, БРЕСТЕ, БОБРУЙСКЕ И ГРОДНО – ТОЛЬКО ТРОЛЛЕЙБУСЫ. В ВИТЕБСКЕ - ТОЛЬКО ТРАМВАИ. В МОГИЛЕВЕ - ЭЛЕКТРОБУСЫ. ТРАМВАИ ТАКЖЕ ЕСТЬ В ДВУХ ГОРОДАХ: МОЗЫРЕ И НОВОПОЛОЦКЕ.
В электробусах накопителями служат суперконденсаторы. Это значит, что на каждой конечной станции запас электричества приходится пополнять. Маршруты такого транспорта проложены по всей столице. Городские власти планируют, что в ближайшее время этих маршрутов станет еще больше.
КУРСИРУЮТ БОЛЕЕ БЕЛОРУССКИХ ЭЛЕКТРОБУСОВ
Пока из всех областных центров электробусы есть только в Могилеве. Правда, там курсируют всего две машины китайского производства. В отличие от столичной техники им одной зарядки хватает на 150 км.

Впрочем, в ближайшие несколько лет ситуация в областях может кардинально измениться. Для этого есть как минимум две причины.
ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ КУРСИРУЕТ ПО 9 ГОРОДАМ БЕЛАРУСИ
СТОЛИЦА
Уже сейчас можно констатировать: идея заменить традиционный транспорт электрическим оказалась в целом успешной. Хотя поначалу многие сомневались в ее целесообразности. Мол, неизвестно, как поведет себя оборудование (и особенно суперконденсаторы) в белорусских условиях. Однако и спустя три с половиной года после первых рейсов электробусы успешно справляются со своей задачей.
РЕГИОНЫ
Первая – запуск БелАЭС, после выхода которой на промышленную мощность появится немало дополнительной энергии. Во-вторых, Министерство транспорта и коммуникаций вместе с учеными и предприятиями разрабатывает госпрограмму по развитию электротранспорта на 2020 – 2025 годы.
Говорить о развитии электротранспорта в контексте исключительно электробусов нельзя. В некоторых городах курсируют троллейбусы с запасом автономного хода. Среди областных центров больше всего таких машин в Гродно, где гибриды появились в 2018 году. Принцип работы простой: после окончания контактной сети машина преодолевает расстояние до конечной на аккумуляторном ходу. Кстати, во время движения "по проводам" батарея заряжается.
НЕ ЭЛЕКТРОБУСОМ ЕДИНЫМ
Опыт эксплуатации таких машин оказался успешным. Во-первых, в маршруты включили районы города, куда не проведена контактная сеть. Во-вторых, пропала необходимость в модернизации какой-либо инфраструктуры. Наконец, как показала практика, такой троллейбус может объехать любой затор или место ДТП.
ДОЛЯ "ЗЕЛЕНЫХ" АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ ДОЛЖНА ВЫРАСТИ ДО 30%
Ставка сделана на столицу, областные центры и города, где живет больше 100 тыс. человек. При этом каждый такой населенный пункт должен разработать свою дорожную карту. К слову, подобные подходы заложены в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2030-го.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ
© 2020 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.
Проект Белорусского телеграфного агентства