– Вадим Александрович, за электромобилями будущее?
– Во всем мире это уже настоящее. У нас пока все же есть сложности с продвижением электротранспорта. В первую очередь это касается зарядных станций. Пока большая часть владельцев электромобилей живет в частных домах и имеет собственную зарядку. Дома заряжаться – никаких проблем. У меня три машины заряжаются ночью, и все отлично. Поначалу, правда, были сложности с сетью: включал машины в розетку и вся деревня могла остаться без света. Сейчас сеть поменяли. А вот если у тебя нет своей зарядки, то это, мягко говоря, некомфортно.
– В Беларуси уже около 250 зарядок, этого не хватает?
– Из них 200 – с переменным током. К сожалению, пока это не та мощность, с которой можно чувствовать себя комфортно, перемещаясь на большие расстояния. Сами понимаете, три часа простоять с "Теслой" на зарядке, а потом проехать всего 100 км – это не классно. Поездишь по делам день по городу, а вечером нужно за другом в аэропорт, и понимаешь: туда доберусь, а обратно без дозарядки никак... Любой человек хочет купить вещь такую, чтобы ему было выгодно и комфортно. Поначалу я и сам ездил к этим зарядкам. А потом посчитал: за год провел тридцать суток на зарядке… Так где же выгода? Где комфорт? Хотя нельзя сказать, что развитие по части заряда электрокаров в нашей стране не идет. Компания "Белоруснефть" установила несколько зарядок, которые "дают" 250 км за час, и уже есть станция на постоянном токе, которая может зарядить электромобиль на 650 км за час!
На современных суперчарджах (супербыстрые зарядки на постоянном токе, которые устанавливает компания "Tesla") полбатареи можно пополнить за 20 минут. В прошлом году был в Шанхае, там на стоянке возле крупного бизнес-центра стоят 50 суперчарджей. Мне стало интересно: зачем столько в одном месте? Оказалось, так выгодно. В каждом суперчардже стоит накопитель. В часы минимальных нагрузок они собирают энергию. Как только городу нужна энергия, она поступает из суперчарджей (как из аккумуляторов)!