Принятая в 1994-м, она — четвертая по счету за последние 100 лет, но первая в истории независимой Беларуси. За десятилетия Основной закон пережил не одно изменение, каждый раз становясь зеркалом эпохи.
послание конституционного суда президенту — 2024
"На конституционных принципах равенства и справедливости, единства и патриотизма развиваются демократические формы народовластия, целенаправленно и последовательно формируется демократическое социальное правовое государство".
"Принятие в 1994 году Конституции независимой Республики Беларусь, определившей стратегические цели развития белорусского общества и государства, установившей основы государственного строя, гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, является, безусловно, исторически значимым событием для народа Беларуси.

Конституция не только на формальном юридическом уровне закрепила суверенитет страны. Как следует из ее преамбулы, народ Беларуси заявил о себе как о полноправном субъекте мирового сообщества, подтвердил преемственность с многовековой историей развития белорусской государственности".
Петр Миклашевич
Председатель Конституционного Суда
27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию "О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики".
1990
"То, что время «страны рабочих» уходит, для советских республик стало очевидно еще за несколько лет до подписания Беловежских соглашений. Поэтому к 12 декабря 1991-го, когда Советский Союз официально прекратил существование, в Беларуси уже почти полтора года действовала Декларация о государственном суверенитете БССР. Она позже станет прототипом нашей первой Конституции. В Декларации было заявлено о верховенстве на территории республики Конституции БССР и ее законов".
Тадеуш Воронович
Судья Конституционного Суда
конституция давала понимание, куда мы движемся дальше
"Хорошо помню время после развала СССР. Сначала уже бывший советский народ испытал эйфорию: появилась возможность смотреть иностранные фильмы, ездить за границу, свободно обсуждать то, что раньше было не принято. Но довольно быстро это настроение ушло. С распадом СССР развалились и экономические связи между ее бывшими республиками: ряд предприятий простаивали, люди лишались работы, соответственно, у них не было денег на жизнь. В магазинах – пустые полки. Тогда я был судьей Витебского областного суда и помню, как нам не хватало даже элементарной бумаги, чтобы составлять документы. На то время моя зарплата была около 150 рублей по нынешним меркам, и их я, как все, старался потратить за одну-две недели – деньги с пугающей скоростью съедала инфляция. Пожалуй, 1990–1994 годы были самыми трудными в Беларуси.
Фото Национального архива Республики Беларусь
Мы устали так жить и очень хотели получить хотя бы надежду на перемены. Ее нам подарила Конституция, принятая 15 марта 1994 года, где закреплен порядок устройства государства и общества. Она давала понимание, куда мы движемся дальше".
Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года.
1994
Она впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства, установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека, главенство международного права. Кроме того, Конституцией впервые в истории страны в системе высших органов государственной власти предусмотрена должность Президента Республики Беларусь. Этот документ заложил прочный правовой фундамент независимости, реализовал стремление белорусского народа быть полноправным хозяином на родной земле. 15 марта ежегодно отмечается государственный праздник - День Конституции Республики Беларусь.
Много ли в Конституции Республики Беларусь осталось от советской
"Очень сложно оценить это соотношение, например, в процентах или долях. Но факт остается фактом: часть норм двух Основных законов, действительно, совпадает. Например, в обеих закреплены принципы народовластия и прямого участия граждан в жизни государства, который проявляется через референдумы, куда выносят самые важные вопросы для страны. Кроме того, многие права и свободы в нашей Конституции – из советской: сохранено равенство всех перед законом, равные права мужчин и женщин, право на судебную защиту и другие.

Кстати, изменения, принятые на референдуме в 2022 году, дают основания снова вспомнить об Основном законе БССР, в котором был сделан акцент на взаимосвязь прав с обязанностями. В первой Конституции суверенной Беларуси больше говорилось о правах и гарантиях для граждан. В 2022 году в Основном Законе права в некотором смысле уравновесили обязанностями. И, на мой взгляд, это верный шаг. Чтобы общество развивалось, посильный вклад в него должны вносить и государство, и граждане".
1996
26 ноября 1996 года в результате республиканского референдума были внесены первые изменения и дополнения в Конституцию.
от общего числа избирателей ПРОГОЛОСОВАЛИ За проект, предложенный Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко
70,5%
7,9%
от общего числа избирателей ПРОГОЛОСОВАЛИ За проект Верховного Совета
На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции. В частности, были перераспределены полномочия между Президентом, парламентом и правительством, расширены некоторые права и свободы.

В Основном законе был определен особый статус главы государства, он стал не только гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и тем, кто обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляя посредничество между ними в конфликтных ситуациях. В таких случаях глава государства фактически выступал в роли арбитра.
Решающую роль сыграло доверие к Президенту
"Когда в 1994 году приняли Конституцию, в ней были определены важнейшие институты государственной власти: Президент, законодательная власть, которую представлял Верховный Совет, судебная власть, включавшая в себя суды общей юрисдикции и Конституционный Суд, исполнительная власть. Все они в 1996 году в молодой стране находились еще в стадии формирования, поэтому отношения между органами, представляющими разные ветви власти, выстраивались непросто, случались недопонимания. Чтобы государство могло развиваться более динамично и эффективно, нужно было менять конституционную модель взаимодействия между этими высшими органами власти. На то, как это можно сделать, сложилось две точки зрения. Они нашли отражение в двух проектах Конституции. Одну на референдум вынес Президент, вторую – Верховный Совет. Народ поддержал предложенную Александром Григорьевичем Лукашенко. Почему? Думаю, люди тогда проголосовали сердцем. Я далек от мысли, что каждый пришедший на референдум заранее досконально изучил оба проекта Конституции, проанализировал их и сделал выбор. На мой взгляд, решающую роль здесь сыграло доверие к Президенту. Белорусы увидели, что он прилагает усилия для улучшения ситуации в стране, делает реальные шаги, направленные на то, чтобы предприятия снова начали работать, люди – получать зарплаты.

В результате внесения изменений в Конституцию в 1996 году произошло перераспределение полномочий между ветвями власти, которые до этого были в определенной мере разбалансированы. И как показал дальнейший опыт развития государства, это было единственно правильное решение".
Поездка Александра Лукашенко на кануне референдума в Брест (21 ноября 1996 г.)
мы долгое время жили без корректировки Основного Закона
"На мой взгляд, то, что коренным образом Конституция страны не корректировалась с 1996 года, свидетельствует о следующем: принятые тогда изменения были настолько основательными, что Основной закон позволил создать достаточную правовую основу развития государства и общества на последующие десятилетия. Цели и ориентиры, которые были заложены в Конституции 1996 года, к 2022-му во многом оказались уже достигнуты. Созданы политические, идеологические, конституционно-правовые и социально-экономические основы для устойчивого развития. Беларусь укрепила свой суверенитет и самостоятельно проводит внешнюю и внутреннюю политику.
Но время не стоит на месте, происходят общемировые процессы, развитие общественных отношений внутри каждого государства. Наше – не исключение. Развитие государства в уже изменившихся условиях потребовало конституционных преобразований. Они были сделаны в 2022 году, но разговор о необходимости корректировки Основного закона начался гораздо раньше – еще в 2018-м. Уже тогда на встрече с судьями Конституционного Суда Президент озвучивал необходимость провести референдум. При этом он отметил, что Конституция должна идти на шаг-два впереди изменений общества".
Встреча Александра Лукашенко с судьями Конституционного суда (2018 г.)
Новым этапом в политическом и социально-экономическом развитии страны стало вступление в силу обновленной Конституции, принятой по итогам республиканского референдума
27 февраля 2022 года
По инициативе Президента Республики Беларусь проведен третий референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию.
2022
Изменения прежде всего затронули вопросы государственного устройства нашей страны. Так, были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания, которое стало высшим представительным органом народовластия.
Абсолютное большинство граждан поддержали предложенные конституционные поправки.
82,86%
участников голосования высказались за изменение Конституции
марта
4
2022
Президент Беларуси Александр Лукашенко на торжественной церемонии во Дворце Независимости подписал Решение республиканского референдума по изменениям и дополнениям в Конституцию страны.
два года с обновленным Основным Законом
перераспределение полномочий Президента
Подразумевается, что усилия по достижению благополучия должны прилагать и жители нашей страны, а не только государство.
особый конституционный статус Всебелорусского народного собрания
Обновленной Конституцией сохранена президентская форма правления с перераспределением полномочий Президента, парламента и правительства исходя из их конституционных функций.
трансформация трактовки понятия "социальное государство"
Состав делегатов Всебелорусского народного собрания, порядок его формирования, определенный Законом от 7 февраля 2023 г., позволяют в рамках конституционно-правового поля учитывать голос и волю всего народа.
введение института конституционной жалобы
У граждан появилось право на прямое обращение в Конституционный Суд. Раньше подать конституционную жалобу можно было только опосредовано – через уполномоченных субъектов.
закрепление понятия "брак" как союза мужчины и женщины
Продолжение такого уклада сейчас — вопрос сохранения страны.
Сохранение исторической памяти
В статье 54 Конституции Республики Беларусь отмечено: сохранение памяти о героическом прошлом – долг каждого гражданина.
изменения демократического характера внесли в Избирательный кодекс
25 февраля 2024 года в беларуси впервые в истории прошел единый день голосования. одновременно были избраны депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов
Выдвижение кандидатов в делегаты

ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ стартовало 12 марта и завершится 31 марта.
Выборы делегатов Всебелорусского народного собрания от местных советов депутатов и гражданского общества пройдут с 1 по 10 апреля.
"Одним из основных направлений нормотворческой деятельности государственных органов после принятия в 2022 году на республиканском референдуме изменений и дополнений Конституции было приведение законодательства в соответствие с ними. Конституционный Суд также принял участие в этом процессе.

В Конституции существенно изменены компетенция, порядок формирования и деятельности Конституционного Суда. В связи с этим возникла необходимость приведения в соответствие с конституционными положениями законов, на основе которых функционирует Конституционный Суд, - Кодекса о судоустройстве и статусе судей и Закона "О конституционном судопроизводстве".

Конституционным Судом были разработаны проекты законов об изменении этих законодательных актов. Данные проекты взяты за основу для дальнейшей работы с ними рабочей группы, сформированной из представителей различных государственных органов, включая представителей Конституционного Суда.

По результатам этой работы приняты два закона, которыми внесены изменения в Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в новой редакции изложен Закон "О конституционном судопроизводстве". Одновременно для обеспечения их комплексной реализации внесены изменения в положения ряда иных кодексов и законов: Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и иные процессуальные кодексы, Налоговый кодекс, Закон "Об исполнительном производстве".

Что касается иных законодательных актов, то исходя из положений обновленной Конституции принят новый Закон "О Всебелорусском народном собрании", скорректированы нормы законов о статусе и полномочиях Президента Республики Беларусь, парламента, Совета Министров и иных законов. В соответствии с Законом "О нормативных правовых актах" Конституционный Суд принимал участие в подготовке проектов этих законов на стадии их согласования в части, касающейся взаимодействия Конституционного Суда с государственными органами, для выработки и развития законодательных механизмов реализации Конституционным Судом возложенных на него конституционных полномочий".



Петр Миклашевич
Председатель Конституционного Суда
"Мы - граждане Беларуси"
В феврале 2024 Михаил Голов принял участие в своей первой избирательной компании. Как признался первокурсник БГУ, участие в ЕДГ было абсолютно осознанным - он изучил кандидатов, анализируя, что каждый из них может сделать полезного в статусе депутата.

Конституцию должны знать не только юристы
Первокурсник юрфака БГУ Михаил Голов:
"У меня нет такой цели, я собираю конституции в первую очередь для себя", - призналась старший преподаватель. И добавила, что очень дорожит каждым экземпляром. "Когда мои конституции проходят через вторые-третьи руки, возникает ощущение, что отдаю часть чего-то личного".

Преподаватель МГЛУ Виктория Наумова собрала 54 Конституции и готова коллекционировать дальше
В условиях нестабильности в мире, крупномасштабных военно-политических конфликтов, введения санкций и нарушения международно признанных прав человека, мы идем к целям, которые определены в обновленной Конституции. Уже решаем задачи по упрочнению суверенитета, построению государства для народа, гарантированию прав и свобод человека, обеспечению защищенности сбалансированных интересов личности, общества и страны в целом. В дальнейшем продолжим этот путь.