Здание государственного архива появилось в Дзержинске почти 40 лет назад и сразу заинтриговало горожан отсутствием окон на верхних этажах: «Муку, что ли, собираются хранить?» А учитель Александр Тюхай уже знал: там будет архив. Но не догадывался, что придет сюда на работу через несколько лет и возглавит настоящую революцию в архивировании: кинофотофонодокументы начнут переводить в цифру.
Мастер, открывший цифровой код истории
Самый молодой из архивов
Тот факт, что Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов (БГАКФФД) появился в Дзержинске, легко объясним: по советской практике обеспечения безопасности хранения кинофотофонодокументов подобные объекты размещали подальше от больших городов.
– Российский, например, находится в Красногорске, что в 30 км от Москвы. Наше здание архива построено в Дзержинске по проекту Ленинградского архитектурного бюро, – объясняет директор БГАКФФД Андрей Гончар и раскрывает тайну верхних этажей без окон: хранение кинофотофонодокументов требует особой температуры и влажности.

«
БГАКФФД входит в систему Министерства юстиции наравне с другими архивами. Здесь хранятся самые разные аудиовизуальные артефакты: кино-фото-фоно.

»
– Это документы Архивного фонда Беларуси, притом на разных носителях, – говорит Андрей Николаевич. – Самые старые из артефактов – фотографии. В фондах архива их порядка 300 тыс.
Первая фотография в мире появилась в начале XIX века, а в Беларуси чуть позже. На самом старом фото БГАКФФД, сделанном в салоне Епифанова (Минск), – две дамы. По фасонам платьев, в которые они одеты, историки моды определили: снимок сделан в 1860 году.
Новый импульс архивное дело получило с приходом в мир IT-технологий, когда кино перешло на цифровой формат. Тогда перед БГАКФФД встала задача оцифровки всех аудио-видеодокументов, чтобы на порядок увеличить их сохранность, доступность и возможность тиражирования. У истоков реновации оказался заведующий отделом оцифровывания Александр Тюхай.
– По первому образованию я – учитель музыки, по второму – учитель истории. Оба диплома получил в Государственном педагогическом институте имени М. Горького. И педагогом стал неслучайно: мама Нина Макаровна тоже была учителем. Она увидела у меня склонность к наставничеству, потому, когда после восьмого класса собрался поступить в радиотехнический техникум, посоветовала: «Не торопись, закончи сначала школу!»
В итоге я поступил в пединститут, после окончания которого работал в педучилище, а потом в школе, – вспоминает Александр Степанович.
Он признается, что и дальше бы продолжал учить молодое поколение истории и музыке, если бы ему не выпал шанс внести свой вклад в хранение аудиовидеодокументов, в которых увековечено прошлое страны и белорусского народа.
В числе самых старых кинокадров архива – приезд царя Николая II в Бобруйск.
– Наша жизнь – это история. Я уверен: чтобы любить свою родину, нужно знать ее историю в развитии. Наш архив сохраняет ее в кадрах и фотофонодокументах. На белорусском радио, телевидении, режиссерами часто используется кинохроника, фотодокументы, музыкальные и литературные произведения из фондов архива – говорит Александр Тюхай и приглашает зайти в свой кабинет.
В центре кабинета – необычный агрегат в виде киноаппарата с двумя бобинами пленки. Похожие когда-то были в каждом кинотеатре и в деревенском клубе, где по вечерам крутили фильмы. Но в отличие от стандартного варианта наша конструкция выглядит куда мудренее: в одной связке задействовано множество разных узлов, пультов, видеокамера, монитор.
– Это киноустановка по перегонке кино в видео, – объясняет Александр Тюхай и, включая ее, уточняет: – Да, да – не экспонат, а самая настоящая действующая техника. Она до сих пор в рабочем состоянии: убедитесь сами!
Александр Степанович крутит ручку кинопроектора. Раздается легкое жужжание – и на мониторе, подключенном к системе перегона ленты в цифру, появляется киножурнал «Савецкая Беларусь», переносящий в 1960-е годы. Подобные ленты предваряли в кинотеатрах просмотр художественных фильмов. «С конвейера Белорусского автомобильного завода сошли первые 20-тонные самосвалы. Предприятие будет выпускать пять видов автомобилей!» – бодро вещает диктор, отводя каждой новости не более минуты.
– Такие документальные фильмы четко и компактно отражали время, – отмечает Александр Тюхай.
Он рассказывает, как рождалась чудо-машина для перегонки кино в видео:
– Все детали искал сам. Конечно, не без помощи добрых людей – телевизионщиков, работников из сферы продаж, преподавателей политехнического института и даже работников МАЗа. Купили видеокамеру. Первые заказы и подарок от иностранных заказчиков – видеомагнитофон. Киноустановку по оцифровке кинокадров собирал уже сам. Может, внешне она выглядит не совсем презентабельно, но главное, что на ней создается качественный продукт!
Со временем благодаря появлению технологий перегонки кино из аналогового формата в цифровой появился целый отдел оцифровывания. Сегодня БГАКФФД уже имеет в своем распоряжении самую современную аппаратуру по оцифровке кинопленок, фото- и фонодокументов. Информация дублируется на жестких дисках, LTO – картриджах (ленточная библиотека) и измеряется в десятках терабайтах. Но чудо-аппарат нашего белорусского Кулибина до сих пор поражает своими возможностями.
Ежегодно в архив поступает более 10 тыс. документов из разных источников, в том числе от СМИ и жителей страны. Последние чаще приносят семейные альбомы, грампластинки.
Многие документальные фото, пластинки и кинокадры передают в БГАКФФД обычные люди. Однажды хорошего качества кинопленку с кадрами концлагеря Освенцим принесла одна из узниц, чтобы сделать копию кинодокумента на видеоносителе (она хранила копию кинодокумента у себя дома). А недавно архив пополнился уникальным семейным альбомом легендарного летчика начала ХХ века белоруса Николая Кучевского. Теперь по этим фото можно отследить зарождение авиации в нашей стране.
В день нашего приезда работники отдела оцифровывания устроили Александру Степановичу сюрприз. Они нашли запись литературной передачи «Образ белорусского современника» из фондов нашего радио, автор текста которой и исполнитель – дядя Александра Тюхая. Павел Дзюбайло – белорусский литературовед, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии БССР.
Кабинет заполняет приятный мужской голос: «Литература пристально всматривается в нашего современника, и она уловила перемены, происходящие в нем»… Александр Степанович вслушивается в речь, и лицо его проясняется:

– Это же мой дядя Павел! Сколько времени уже ушло... Да, все-таки цифра неспособна передать всю полноту обертонов, которые заложены в аналоге, – признает он и приглашает нас в кабинет, где идет оцифровка грампластинок.
У микшерного пульта Павел Юран – недавний выпускник факультета радиофизики компьютерных технологий БГУ.

– За 15 дней оцифровал уже 200 пластинок. В основном это белорусские песни, но есть и зарубежные, – говорит он.
Павел включает звук, и раздается танцевальная музыка 1930-х годов.
Это «Орхидеи в лунном свете» в исполнении Гая Ломбардо и его оркестра.

– Цифра – это доступность, быстрота получения информации, но аналог звучит более естественно, – комментирует разницу между пластинкой и ее оцифрованной копией Александр Тюхай и советует ученику: – Оставь немного пластиночного потрескивания. Иначе звук будет излишне идеален, и мы не услышим, что это – пластинка. Она ведь живая…
Отбором материалов в архиве занимается экспертная комиссия, которая проверяет и анализирует поступающие документы.
– Какой материал в будущем окажется важным, сегодня определить очень сложно. Например, ранее чаще изучали военные кадры, а теперь – быт. На следующий год котироваться могут уже совершенно другие темы. Может случиться так, что потребуется снять с полки тот материал, который вообще никогда никто не брал! – говорит Александр Тюхай.

«
В БГАКФФД наведывается много исследователей, заинтересованных в той или иной документальной информации. В день нашего приезда, например, искали исторические кадры и фото представители предприятия химической отрасли. Много удивительного находят в кинофотодокументах и обычные люди.

»
– Однажды женщина, просматривая кадры хроники военных лет, заплакала и рассказала свою историю. Она училась в школе стрелков, когда к ним приехал молодой оператор снимать подготовку будущих бойцов.
Одна девушка понравилась ему больше всех, поэтому он снимал ее чаще других. Той девушкой и была наша гостья. Ей кинооператор тоже понравился, но они больше никогда не виделись. Кино вернуло женщину в молодость, – рассказывает работник архива.
Александр Тюхай предлагает: кому интересно прошлое в кадре, звуке и фото, приезжайте в БГАКФФД. Здесь вас, как на машине времени, отправят в события минувших лет.
Куда? Куда пожелаете.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.