Информация накапливается по крупицам, из разных источников. Иногда недостающая часть рецепта приходит спустя год-два. – Эти воспоминания очень ценны. Как и оборудование, которое нам привозят, – с благодарностью говорит Мария. – Начинаешь копать и узнаешь, что голландцы жили в Беларуси с XVII века, имели право вести хозяйство, делать молочные продукты. Некоторые белорусские сыры – результат культурного обмена с соседями: литовцами, поляками, другие – самобытные, только наши. И по ним можно собрать целое документальное подтверждение с рецептами, технологиями. Например, к XVI веку некоторые сыры имели статус денежной единицы – пенязей. Сычужный сыр «Гомалка» приравнивался к 4 пенязям, «Мальдрык» – к 8. – В Польше им хвастаются как своим, а ведь король Владислав впервые попробовал его у нас, в Беловежской Пуще, – рассказывает Мария. – В XVI веке он уже упоминался как продуктовый эквивалент денег – 8 пенязей. |
Изготавливали «Мальдрык» так: зимой из желудков убитых домашних животных делали сычужный фермент. Под его действием молоко сворачивалось, продукт закручивали в тряпицу и отвешивали. Сыр ели свежим, запекали в печи, обжаривали до золотистой корочки, причем на сухой сковороде: укладывали кусочки, они пускали масло. – Это белорусские сыры, которыми можно и нужно гордиться, – с особым чувством подчеркивает Мария. И гордиться есть чем. Мы сидим за столом, кофейничаем, лакомимся камамбером от Ткачевых. Мягкий, нежный, он тает во рту. Чудесно сочетается с хлебом, испеченным Марией. Специально для нас «раздели» сыр «Просты сухі» годичной выдержки, по рецепту XVI века. «Раздели» – то есть сняли с него «рубашку» – холст, в котором он должен стариться два года. Снаружи сыр – как камень, внутри – плотный, желтоватый. Если постоит еще год, точно станет как янтарь. Под ножом уже крошится. Аромат насыщенный, сильный, но не отталкивающий, вкус – солоноватый, чуть с горчинкой, терпкий. На языке задерживается надолго. Вот это сыр с историей, вкус времени, воспроизведенный с любовью! |