В 13 лет он отремонтировал свой первый мотоцикл, а в 17 получил водительские права и увлекся реставрацией старых машин. Сейчас Владимир Протасеня возвращает к жизни автохлам, который уже возрожденным можно увидеть в кино и на фестивалях. Мы побывали у него в мастерской, поговорили о хобби для настоящих мужчин и увидели редкие старые образцы техники.
Владимир Протасеня знает, как вернуть к жизни сданное в металлолом авто и превратить его в раритет
Первому в «конюшне» –
уже под 90
– Как-то сосед позвал нас, сельских мальчишек, посмотреть старый мотоцикл и сказал: «Сможете восстановить – он ваш». Как мы тогда обрадовались, особенно я! Долго над тем мотоциклом колдовал – и, наконец, он завелся! По сути, это была первая машина, которую я восстановил сам, – рассказывает Владимир Протасеня.
Так он уже в 13 лет стал гонять по деревне на том самом мотоцикле. Чаще за околицей, чтобы не попасть на глаза милиции. Адам Александрович – отец Володи – поругивал сына, иногда наказывал, чтобы не лихачил, но втайне все же гордился: голова у парня на месте да и руки растут откуда нужно!
Вскоре Володя окончил техническое училище, индустриально-педагогический техникум, а потом и вуз – не технический, но жизнь связал с техникой, к которой лежала душа. Права на вождение авто получил в 17 лет.
– Отец работал шофером, и мне машины нравились, причем даже больше мотоциклов. Вот и связал свою судьбу с автотехникой, много лет проработал на станции техобслуживания, – признается наш герой.

Когда Владимир Протасеня демобилизовался из армии, его увлеченность машинами переросла в нечто большее.
Он начал искать ретроавто, чтобы реставрировать его, и нашел. Это был «Мерседес-170 В» 1936 года выпуска. Много лет простоял у владельца во дворе, но хозяин без сожаления расстался с машиной, увидев в глазах Владимира неподдельный интерес к технике. Этот автомобиль и сегодня находится в «конюшне» мастера.

– С тех пор для меня реставрация автомобилей стала хобби, которое я считаю по-настоящему мужским, – говорит собеседник и проводит нас в мастерскую, которую построил во дворе родительского дома в агрогородке Козловичи.
Сам Владимир Протасеня живет в Слуцке, а в Козловичах отводит душу, реставрируя старые авто.

– Когда начинал интересоваться старыми авто, их реставрацией еще никто не занимался. Считалось, что это бросовые машины, прошлый век, а мне они очень нравились! Сегодня в стране есть ряд реставраторов старинных автомобилей. Прошу не путать их с коллекционерами, которые просто скупают ретроавтомобили, фактически инвестируют в них. Есть и те, кто приобретает редкую машину, чтобы позже продать в три-пять раз дороже. Есть люди, которые занимаются ремонтом таких авто, и те, для кого реставрация ретротехники – высший пилотаж, – рассказывает Владимир Протасеня.
Какие авто кроме «Мерседеса» 1936 года удалось спасти мастеру-реставратору? Заходим в святая святых – мастерскую.
– Это знаменитый «черный воронок» 1934 года выпуска – вторая серийная машина Советского Союза. Ее просто так не продавали. Доставалась только высокому начальству и заслуженным людям. Некоторым из них в 1937-м скручивали руки проволокой и везли на таком же «воронке» в НКВД, – представляет автомобиль ГАЗ М-1 наш герой, а мы отмечаем, что его «черный воронок» совсем не черный – он голубой.
Еще две здешние автокрасавицы – знаменитая «Победа», она же мечта всех мужчин СССР, и милицейская ВАЗ-2111.

– На этом восстановленном советском авто 1980-х обучаю правилам дорожного движения ребят Козловичской средней школы, – объясняет Владимир Адамович. – На этой же машине участвовал в празднествах, посвященных юбилеям ГАИ.
Еще одна «парадная» машина хранится во дворе – ГАЗ-69.

– На ней выезжаем на парады в Слуцке, посещаем выставки, фестивали, в том числе «Дыжынкi», – рассказывает хозяин. – А на этой модели ГАЗ-69, что без верха и пока еще не реставрировалась, катаемся с детьми по грунтовым дорогам, болотам, перелескам и полигонам.
Чуть поодаль еще один «воронок» – ГАЗ М-1.

– Он 1942 года выпуска. Купил в прошлом году в Лиде, – признается собеседник. – Если бы не выкупил, то переработали бы машину на металлолом, канула бы в Лету еще одна прекрасная история. Есть еще несколько десятков автомобилей на других площадках – на дворе родительского дома все не уместились. За всю жизнь – около 40 машин. Сейчас авто уже не езжу смотреть, когда мне звонят знакомые приемщики металлолома, потому что захочу купить…
Под навесом замечаем автомобиль-амфибию, который способен ехать по дороге и плыть по реке.

– Машин много. Я не пытаюсь объять необъятное. На этот год задача – восстановить оба экземпляра ГАЗ М-1, вскоре займусь изучением его технологических и конструкторских особенностей. Один из автомобилей отреставрирую в музейном, более дорогом варианте. Второй просто отремонтирую, чтобы был на ходу и участвовал в выставках, реконструкциях и кино, – поделился планами собеседник.
Несведущему человеку трудно в танке без опознавательных знаков признать немецкую машину времен Великой Отечественной войны. Но именно с крестами на корпусе наш собеседник не однажды выезжал на условные поля реконструкций боев. В числе последних – у мемориального комплекса «Прорыв» в Ушачском районе. «Воевал» он и на натуральных площадках киностудии «Беларусьфильм», где проходили съемки фильмов про войну: «Катюша», «Узбечка», «Мирас» и других.
– Танк на место реконструкций боев и съемок доставляем на лафете. На месте уже наклеиваем фашистские кресты. Когда мы с ребятами со станции технического творчества при сборе металлолома нашли подходящее шасси, тогда и подумали сделать макет советского танка. Но оказалось, что шасси не подходит под такую модель.
Тогда решили создать такой макет танка, который смог бы показать всю подлость фашистской армии. Так и собрали эту машину, в которой, кстати, нет ни одной оригинальной детали, – признается Владимир Протасеня и уточняет особенности собственного участия в реконструкциях, где его танк все время подбивают:
– Прежде чем надеть немецкую форму и сесть в танк, которым управляю только я, всегда прошу прощения у обоих своих дедов. Ведь они воевали за Родину на фронтах Великой Отечественной, а один из них – Никифор Фадеевич – не вернулся с фронта.
Многие автолюбители хотели бы иметь в своем гараже машину с историей. Некоторые готовы «поднять из руин» даже древний хлам. К чему готовиться такому энтузиасту, спросили мы у Владимира Адамовича.
– Провести реставрационные работы по всем правилам не каждый сможет. Во-первых, требуются знания, навыки. Во-вторых, большое терпение, выдержка, чтобы довести начатое дело до конца. На хорошую реставрацию нужно потратить от трех до пяти лет. При этом необходимо много самых разных материалов, денег и времени, – говорит собеседник.
– Я начинал заниматься реставрацией молодым, активным, потому везде успевал: на работе, в хобби, дома. Супруга Вера Алексеевна всегда меня поддерживала в увлечении. А ведь многие реставраторы бросают его именно из-за отсутствия взаимопонимания в семье. Я же большую часть свободного времени провожу в мастерской, где отдыхаю душой.
– Реставрация – это хобби, – уточняет мастер. – Бывая за границей по делам, я заметил, что там практически все мужчины чем-то увлекаются. Один – пожарным делом, другой – дайвингом, третий – конным спортом, четвертый – автомобилями, мотоциклами, самолетами, вертолетами... А многие наши мужчины почему-то не имеют никаких интересов. А зря!

«
За 30 лет Владимиру Протасене удалось восстановить порядка 10 автомобилей. Впереди еще немало дел: только на родительском дворе десятка два ценных экземпляров техники, которую мастеру предстоит привести в порядок.

»
Когда-то у нашего героя была собственная станция техобслуживания, но он столкнулся с кадровой проблемой. Чтобы заинтересовать парней автомобилями, последние 20 лет Владимир Протасеня работает педагогом дополнительного образования слуцкого Центра технического и прикладного творчества учащейся молодежи.
– Хочу побольше ребят привлечь к техническому творчеству. На занятия приходят дети самых разных возрастов, моя задача – увлечь, раскрыть способности каждого и поддержать. Они втягиваются в настоящую мужскую работу, меняются внутренне в лучшую сторону. Большинство ребят, с которыми я работал, с техникой уже на ты!
Сегодня большинство детей сидит в гаджетах, а увлечение авто способно отвлечь их от этого. Если ребенок без ума от машин или мотоциклов, ему нужно помочь сесть за руль, научить управлять техникой. Так он начинает понимать, чего хочет и как этого добиться, – считает педагог и
вспоминает расхожую фразу «Мужик сказал – мужик сделал!», которая сегодня зазвучала иначе: – Теперь это, как правило, два разных мужика: один сказал, другой сделал... Я стремлюсь, чтобы мои ученики меньше говорили, а больше делали. Мужик должен быть все же один, понимаете?
Мечта Владимира Протасени – технический музей. Если бы такой появился в нашей стране, мастер смог бы со спокойным сердцем передать безвозмездно всю свою ретротехнику на вечное хранение.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.