Директор, выпустившая более четырех тысяч гимназистов, – о современном руководителе и амбициях школьников
День директора столичной гимназии №12 начинается рано. Проснувшись в шесть утра, Екатерина Петруша садится за руль машины, которую ласково называет «моя ласточка», и через весь город мчит в родное учреждение образования. Именно родное, ведь ему педагог посвятила 45 лет жизни, выпустив за это время более четырех тысяч учеников. Многие из них, как и сама Екатерина Петровна, спустя годы привели в гимназию своих детей, а затем и внуков. Накануне Дня учителя, который отмечается в это воскресенье, журналисты провели с директором учебный день и узнали, как за полвека изменилась система образования, чем удивляет молодежь и почему руководитель, даже такой загруженный, как она, никогда не откажется от любимых уроков.
«Стены досушивали газовыми горелками»
– В этой гимназии я, можно сказать, всю жизнь. Это мое детище, – говорит Екатерина Петровна, встречая нас на пороге учреждения образования. – Пришла сюда в январе 1979-го учителем химии, тогда это была еще 12-я школа. В 1983-м была назначена директором. С тех пор 40 лет руковожу этим замечательным учреждением образования.


Здание на Голубева, 10, в котором гимназия располагается сегодня, строилось уже при Екатерине Петруше. Несмотря на то, что с тех пор минуло несколько десятилетий, она хорошо помнит свой первый день здесь.

– В сентябре 1978 года работы были начаты, а зимой строители нам сдали школу для эксплуатации. В тот январь морозы достигали 40 градусов. Из-за этого в помещении было прохладно, стены досушивали газовыми горелками, – рассказывает она.
– Возвели его за очень короткий срок. Микрорайон Юго-Запад тогда только строился, вокруг – всего несколько домов. Но детям нужно было где-то учиться. Приняли решение построить здесь школу. Это была первая подобная стройка в Московском районе. Сегодня многие школы-новостройки имеют бассейны и просторные столовые, в каждом кабинете есть лаборантские.

Наша же гимназия – скромная, небольшая. Обучается здесь 1300 детей, порой не хватает помещений. Но по тем временам, 45 лет назад, это была масштабная новостройка в Московском районе Минска.
– Страха не было – только желание работать, – так Екатерина Петруша описывает свои ощущения от первых дней работы на должности директора. Хотя назначение стало для нее неожиданностью.
Первая половина 1980-х годов была не самым простым временем для этого учреждения образования. За четыре года здесь сменились два директора. К тому времени, как Екатерину Петровну вызвали к начальнику управления образования Леокадии Майсак, должность снова оказалась вакантной.
– Я зашла в кабинет Леокадии Михайловны, а она мне говорит: «Пиши заявление, что хочешь быть директором».
А я даже не думала об этом. Но она настояла: «Пока не напишешь, из кабинета не выйдешь». Я подумала и поняла, что действительно могу это сделать. Стаж административной работы у меня к тому времени уже был: успела поработать заместителем директора и по воспитательной работе, и по учебной, – рассказывает Екатерина Петруша. – Так, не выходя из ее кабинета, я приняла на себя руководство школой.
Супруг поначалу такое решение не поддержал. В семье подрастали две дочери: старшей было шесть, младшей едва исполнилось два. А работа на руководящей должности требовала много времени.

– Когда муж узнал о назначении, сказал, что поедет меня увольнять. Правда, до сих пор этого так и не сделал, – с улыбкой замечает Екатерина Петровна. – И сегодня могу с гордостью сказать, что состоялась и как учитель, и как директор. А супруг гордится тем, что гимназия, которой я с тех пор руковожу, пользуется успехом.
Екатерина Петруша является «Отличником просвещения СССР», «Отличником образования Республики Беларусь». Имеет звание «Заслуженный учитель Республики Беларусь». Награждена медалью «За трудовые заслуги».
Несмотря на плотный график и множество административных вопросов, которые требуют постоянного контроля, Екатерина Петровна продолжила вести у ребят химию. Делает она это и сегодня. Признается, что общение с гимназистами на уроках, их любознательность доставляют столько удовольствия, что отказаться от этого она не в силах.
Говоря о прошедших годах, Екатерина Петровна не часто использует слово «работа». И на это есть довольно веская причина.
– Трудно говорить, что я здесь просто работала, потому что школа – это моя жизнь. Все, что создано здесь сегодня, – это в том числе и мое детище, – признается директор.

«
А создано действительно многое. Гимназия №12 стала одним из первых учреждений образования столицы, где появился эстетический уклон. Дети, которые здесь учатся, имеют возможность играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать. И с удовольствием посещают эти занятия.

»
Еще одно важное направление, которое здесь активно развивают, – профильное обучение.
– Не нужно всех детей учить одинаково. Необходимо, чтобы ребята уже в школе и гимназии готовились к предстоящей жизни. Выбирали те предметы, которые потребуются при освоении будущей специальности или профессии, – говорит директор.
В 12-й гимназии начало профильному обучению положено более 30 лет назад. Причем довольно необычным способом. После аварии на ЧАЭС пострадавшим районам необходимы были врачи. Тогда два профильных министерства – здравоохранения и образования – приняли решение собрать детей из Гомельской области, привезти их в Минск и подготовить для поступления в медицинский институт, после окончания которого они вернутся на родину и будут оказывать качественную помощь в местных больницах и поликлиниках.

Учреждение образования, которым руководила Екатерина Петруша, находилось как раз недалеко от мед­института. Директор, сама когда-то мечтавшая лечить людей, конечно же, поддержала инициативу. Так старшеклассники приехали в столицу и начали обучение. Профильные предметы проводили преподаватели института. Все 20 учеников тогда поступили в медицинский. Кто-то – в Минске, а кто-то – в Гомеле.
– Тот первый медицинский класс и дал толчок к развитию профильного обучения. В 1989 году у нас появился медицинский класс, а сегодня ученики и их родители знают его как класс химико-биологического профиля. Его особенность в том, что ребята не только углубленно изучают определенные предметы, но и посещают курс «Основы медицинских знаний» на базе МГМУ.
Существует в стенах гимназии и еще одна важная для ребят традиция: первый урок в День знаний для медицинского класса проходит не в гимназии, а в Минском научно-практическом центре хирургии, трансплантологии и гематологии.
Проводит его руководитель центра Олег Руммо. В этом году урок длился почти три часа, а некоторые ученики смогли присутствовать на операции. Еще несколько дней все это было главной темой для обсуждения у ребят, – с гордостью замечает директор.

«
За годы существования медицинского класса в гимназии вырастили более 800 (!) врачей.

»
С нового учебного года на базе гимназии был открыт новый профиль – инженерный класс. Факультативный курс «В мире техники и технологий» для школьников, выбравших это направление, проводит преподаватель БНТУ.

«
Гимназия №12 – одно из трех учреждений образования столицы, где школьники изучают китайский. Причем уже 17 лет. Только в нынешнем учебном году в гимназию пришли 32 первоклассника, которые захотели изучать именно этот язык.

»
Самый главный показатель любого учебного заведения – качество знаний. На него в 12-й гимназии работали всегда.

– Итоги по определенным показателям, по которым работало учебное заведение, подводились как 40 лет назад, так и сейчас. Могу с гордостью отметить, что все эти четыре десятка лет ниже третьего места в рейтинге в Московском районе мы не опускались. По итогам рейтинга первое место заняли и в минувшем году, – отмечает директор.
Не могу не поинтересоваться у директора, как за последние 40 лет изменились школьники.
– Дети были и остаются любознательными, интересными, любят учиться, – замечает она, а после, смущаясь, добавляет: – Может, об этом директору и не стоит говорить... Но во времена, когда училась я, мы могли всем классом «сачкануть» урок и пойти в кино. А сейчас смотрю на своих детей – такого нет. Они с радостью идут в школу, им здесь интересно. Наверное, мы больше хулиганили.
Директор вспоминает немало случаев, когда гимназисты спешили на уроки даже с простудой: контрольная ведь. И тогда администрации приходилось отправлять их лечиться. Контрольную ведь и позже можно написать. Главное, чтобы все были здоровы.
– Есть, конечно, и хулиганы – они всегда были. Но и отличников тоже много. Только в прошлом учебном году среди выпускников было 11 медалистов. Столько же ждем и в нынешнем, – с гордостью замечает Екатерина Петровна. – Абсолютное большинство ребят приходят сюда за знаниями. И это видно. Они самостоятельные, многое знающие.
– Учителю сейчас работать сложнее – в том смысле, что нужно разбираться во всех современных технологиях, успевать за детьми, даже идти чуть впереди. Поэтому мы обучаем наших педагогов, отправляем их на различные семинары и курсы, стараемся иметь современную базу.
Директор уверена, что учитель во все времена должен быть ребенку другом:

– Он должен быть добрым, но в то же время и строгим. Дети любят строгих учителей. Но при этом педагог обязан всегда, в любой ситуации уважать ребенка.
Гимназия не смогла бы добиться таких высоких результатов без хорошо подобранных кадров. В этом Екатерина Петруша уверена на сто процентов.
– Есть такой лозунг: кадры решают все. Мне он очень нравится, поэтому и кадровые вопросы для меня всегда были очень важными. Подбирала людей, которые, как и я, будут работать на результат. Всю жизнь старалась, чтобы рядом находились те, кто любит детей и свою работу. Ну и, конечно же, при этом они должны быть профессионалами, которые смогут дать ребятам качественное образование. И мне везло на таких людей.
К примеру, секретарь Надежда Жукова проработала со мной рядом 40 лет и ушла на пенсию буквально три года назад. Никогда у меня не возникло ни одного вопроса по делопроизводству или ведению документации. У меня сейчас прекрасные заместители, которые всегда поддерживают мои начинания.
В том, что Екатерина Петруша с ходу может определить сотрудника с хорошим потенциалом, сомневаться не приходится: за годы работы в гимназии она воспитала 18 директоров школ, которые, работая под ее началом, доросли до управленческих должностей. Все ее заместители также стоят в резерве кадров.
И однажды, возможно, уже кто-то из них возглавит это учреждение образования. А каким своего преемника видит сама Екатерина Петровна?

– Главное, чтобы человек, который придет на смену, продолжал традиции нашей гимназии, – уверена она.
Хотелось бы, чтобы то, что достигнуто сегодня, получило продолжение и развитие. Чтобы гимназия не стояла на месте. А еще у него должна быть доброта. Не зря девиз нашей гимназии и мой личный: «Твори добро, нет большей радости». Следующему директору необходимо обладать этим качеством, а также воспитывать его в детях и в учителях.
Более 80% педколлектива гимназии имеют высшую и первую квалификационные категории. 22 педагога являются обладателями нагрудного знака «Отличник образования Республики Беларусь», 5 удостоены премии Специального фонда Президента Республики Беларусь, 20 – обладатели премий и грантов Мингорисполкома, 35 награждены Почетной грамотой и Грамотой Министерства образования.
В 2001 году в гимназии №12 был открыт музей истории образования. Спустя год ему присвоили звание «народный».

– Музей – это центр идеологической и воспитательной работы гимназии. Здесь проводится прием в члены БРСМ и БРПО. Через музейное дело ребятам прививается любовь к родной гимназии, уважение к педагогам и по большому счету, любовь и уважение к Родине. Тема патриотического воспитания проходит через всю и образовательную, и воспитательную работу. Мы хотим, чтобы выпускники были достойными гражданами нашей страны и продолжали славные традиции белорусского народа, – убеждена директор гимназии.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.