Более 40 лет Сергей Овчинников учит водителей авто выходить из аварийных ситуаций на дороге и предотвращать их

Каждый из тех, кто садится за руль, уверен: покатит сейчас, как по маслу. Однако дорога таит в себе немало опасностей. Что делать, к примеру, когда на трассу неожиданно выскакивает лось? Или когда какой-то «супергерой» решил пойти на обгон в лобовую атаку? Буквально за считаные секунды ты должен оценить обстановку и принять максимально правильное, жизненно важное решение. Мастер спорта, руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников считает, что если водитель натренировал и отработал до автоматизма навыки по выходу из критической ситуации, то тело в момент ЧП вспомнит, как ему действовать, и «рефлексный механизм» обязательно сработает.
Любовь к технике у Сергея Овчинникова еще со школы. Вначале в семье появился мотовелосипед, затем ИЖ-56 с коляской, а потом и престижная по тем временам «Волга» ГАЗ- 21.
– А мой первый личный автомобиль – «Жигули», который народ любовно называл «копейкой», – рассказывает собеседник. – В школьном УПК получил права на категорию С – грузовой автомобиль. Обучение длилось два года. Причем мы не только управляли автомобилем, но и изучали его устройство, учились ремонтировать. Сегодня я понимаю важность того, что ребенок с детства умеет самостоятельно выполнять какие-то технические задания. Мозг школьника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно тогда закладываются его будущие склонности к технике, полезные привычки, умение анализировать, мыслить и усложнять уже полученные навыки.
В автоспорт Сергея Овчинникова привел его величество случай.
– Я поступил после школы в Минский радиотехнический институт. Однажды мой одногруппник Костя Романовский предложил пойти за компанию заниматься автоспортом в секцию при ДОСААФе, – вспоминает он. – Сначала она располагалась недалеко от Комаровского рынка, а потом переехала в Боровую. Среди дисциплин было и автомногоборье. На автодроме учились выполнять в том числе упражнение «змейка», которое, как видите, отрабатывают сегодня прямо на ваших глазах наши ребята. На своих авто они объезжают фишки в виде изогнутого коридора с двумя поворотами.
В автомногоборье входили различные дисциплины – экономичное вождение, слалом, бег на три километра, плавание, стрельба. Именно там юный спортсмен и познакомился с тренером Александром Кодатенко, который, собственно, и заложил любовь к автомобильному спорту. Сначала пилот, как и его нынешние курсанты, изучал фигурное вождение, куда входили такие упражнения, как «змейка», круг, различные парковки, а потом перешел в ралли. Сегодня без спонсоров в автоспорте делать нечего, а в советское время даже в таком недешевом виде, как ралли, перспективным спортсменам клуб предоставлял автомобиль.
По мнению руководителя центра, автоспорт учит дисциплине, самообладанию. Ты должен уметь быть не только быстрым и побеждать, но и держать удар, сосредотачиваться на главном, заранее просчитывать ситуацию. На соревнованиях по автомногоборью нет времени на раскачку. Заезд условно занимает от 30 секунд до полутора минут. И очень много элементов, которые нужно делать точно. Здесь необходимы предельная концентрация внимания, собранность, настрой.
– Я благодарен своим учителям, призеру чемпионата СССР по ралли Вячеславу Русских и тренеру Александру Кодатенко за то, что помогали осваивать трюки, познакомили с приемами профессиональных гонщиков. С тех пор я уже более 40 лет занимаюсь профессионально автоспортом. Не раз становился чемпионом Беларуси по ралли, поработал даже журналистом на соревнованиях «Формулы 1». Сейчас – руководитель Белорусской автомобильной федерации, преподаю специализацию «автомобильный спорт» в университете физкультуры на кафедре спортивно-боевых единоборств и спецподготовки. Готовлю тренеров, –отмечает наш герой.
Считается, что у водителей, овладевших гоночными приемами, повышается самооценка и они начинают пускать в ход разученные трюки на обычных городских дорогах. Самая распространенная «забава» – кто кого обгонит.
– Тот спортсмен, у которого хорошие уровни, не станет никому что-либо доказывать, – уверен опытный инструктор. – А что касается вышеупомянутых гонок... Так это же не водитель обгоняет, а «железо». Чем мощнее машина, тем выше шансы победить. Да и представьте себе, если бы Шумахер участвовал в таких уличных «заездах» на скорость? Или чемпион мира по боксу ходил бы по дворам в поисках драки? Глупо, абсурдно. Если ты устроил гонки в городе, значит, не уверен в себе и в своем мастерстве. Безусловно, автоспорт – это определенный драйв и выброс адреналина, гормона, позволяющего мужчине получить немало ярких эмоций. Выехать на специальную трассу, покататься, посоревноваться – почему бы и нет? Но мои товарищи не гоняют на обычных дорогах. Гоняют лишь те, кто не занимается автомобилем профессионально.
Сергей Овчинников больше десяти лет проработал в энергетике наладчиком оборудования. Параллельно продолжал заниматься автоспортом. Определиться с выбором стратегической жизненной линии опять-таки помог случай. Собрался он как-то в командировку, пришел к директору подписать документы. А тот как раз из кабинета в приемную выглянул. Секретарь объясняет, что молодой человек ожидает своей очереди.
– Шеф спрашивает: тебе сколько лет? Говорю, 33. «Какой же ты молодой человек? – удивляется тот. – Иисус Христос к твоему возрасту учение создал, а ты все с бумажками ходишь...» С тех пор в голове и застрял этот «пунктик»: а что же дальше? Кем я хочу быть на этом предприятии? Начальником участка? Цеха? Нет. Да и директорское кресло – далеко не предел моих мечтаний. То есть я не планировал делать карьеру на предприятии, – признается Сергей Овчинников.
Однажды он приехал в Москву вместе с коллегами, чтобы познакомиться с гремевшей на весь Союз школой экстремального вождения тренера по автоспорту профессора Эрнеста Цыганкова. Ее называли в народе «школой кремлевских водителей». Дело в том, что в конце 1970-х годов по решению Политбюро ЦК КПСС была разработана уникальная система подготовки водителей вышестоящего руководства страны.
– Эрнест Сергеевич методику подготовки автогонщиков адаптировал для водителей, которым важна не столько быстрая езда, сколько контраварийная. Главное при этом – умение выходить из критических ситуаций и, прежде всего, избегать их, – объясняет мастер. – Внимательно изучаю все новые системы и убеждаюсь, что метод, разработанный профессором Цыганковым, по сей день остается лучшим для контраварийной подготовки. В то время я прошел обучение в знаменитой московской школе и понял, что это и есть мой путь.
В Центр Сергея Овчинникова приходят те, кто хотел бы отработать технику управления автомобилем в различных ситуациях и погодных условиях. Для этого в их распоряжении – огромный полигон и один из самых опытных и именитых в стране инструкторов. Учитель никогда не подсчитывал, сколько курсантов он подготовил. По его прикидкам, несколько тысяч. Причем многие из них стали чемпионами Беларуси, тренерами. Один из прославленных гонщиков Беларуси Сергей Вязович, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто», – тоже его выпускник.
На обучение к известному тренеру приезжают водители из разных уголков Беларуси. Сейчас в одной из групп занимается витебчанка, мама троих детей. На вопрос, неужели на родине Шагала нет подобных курсов, она отвечает:
– Есть! Но я хотела заниматься лично у Сергея Олеговича! Потому что он – лучший!
По мнению опытного мастера, никто из нас не застрахован от попадания в экстремальную ситуацию за рулем. Скользкое дорожное покрытие, неаккуратный пешеход, вынырнувшее из леса животное – ситуации, конечно же, на дороге бывают разные, однако, по большому счету, их не так уж и много. Ясно одно: водителю придется на скорости или экстренно тормозить, или объезжать препятствие, или вписываться в поворот, или выходить из заноса. Поэтому все перечисленные элементы и отрабатываются на автодроме.
– Недавно в соцсетях моя бывшая ученица рассказала о том, что она была за рулем, когда внезапно на дорогу выскочил огромный лось. К счастью, ей удалось его объехать, – говорит Сергей Овчинников. – Думаю, что навыки, полученные в нашем центре, оказались не лишними. И я в такие моменты понимаю, что работаю не зря. Ведь любая, даже самая маленькая ошибка, может стоит жизни. Поэтому так важно подготовить человека к тому, что его ждет на дороге.

»
Многие из его учеников стали чемпионами Беларуси, тренерами. А один из прославленных гонщиков Беларуси Сергей Вязович, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто», – его выпускник.

»
Опытный инструктор и спортсмен не раз в жизни оказывался буквально на волосок от смерти. Интересно, что самая опасная ситуации была связана не с автомобилем, а с обычным водным путешествием на байдарке по реке Ислочь. Дело было на майские праздники.
– Как обычно, потренировались на месте, как правильно выгребать и табанить. Я сидел сзади, на месте капитана, а впереди мой товарищ-матрос, – вспоминает собеседник. – На Ислочи есть довольно сильные прижимы. Вначале шли спокойно, а потом вдруг нас начинает резко сносить на ивы. Вместо того чтобы выгребать, матрос начал табанить. Байдарка понеслась прямо на кусты, а потом опрокинулась. Приятель, поскольку сидел впереди, уплыл по течению, а меня забило под ветки. Оказываюсь под водой и сзади куртка цепляется, видимо, за корягу. Отталкиваюсь – не получается вынырнуть. Воздуха уже не хватает, но сознание еще ясное. Делаю еще один толчок – и меня выносит на поверхность воды. Никаких героических действий я не совершил, просто выжил волею судьбы. Второй раз Сергей Овчинников попал в переплет уже на дороге, когда находился на пассажирском сиденье. Ехали они тогда в Оршу для наладки электронного оборудования.
За рулем «Запорожца» – коллега, начинающий водитель. Зима. Солнечно. Видимость отличная. Из приемника звучит веселая музыка. И тут машину слегка заносит. Ситуация вовсе несложная, но водитель по неопытности резко крутит руль, и автомобиль входит в еще один, уже сильный, занос.
– Машину разворачивает поперек дороги, и я вижу, что навстречу несется грузовик, – вспоминает Сергей Овчинников. – Странно, но в эти секунды я почувствовал не страх, а обиду. Опытный гонщик, который не раз на соревнованиях по ралли переворачивался, опрокидывался и улетал в болото, погибает в ДТП на широкой полупустой дороге... Нелепость какая-то! К счастью, тогда мы каким-то чудом разминулись. Но я убедился в том, что водители часто теряются в нештатной ситуации и «не чувствуют» свой автомобиль. Потому качественная контраварийная подготовка крайне необходима.
Некоторые водители жалуются сегодня на пешеходов: мол, те совсем обнаглели, чувствуют себя почти бессмертными, лезут под самые колеса. Куда подевался у людей инстинкт самосохранения?
– Правила дорожного движения одинаково требовательны и к водителям, и к пешеходам, – рассуждает собеседник. – В СССР было так: перешел дорогу в неположенном месте – тебя остановил сотрудник ГАИ и выписал штраф. Но этим дело не ограничивалось. На работу в отдел кадров Госавтоинспекция отправляла письмо, и ваш проступок фиксировался. Это могло повлечь снижение премии или перенос отпуска. Или очередь на жилье отодвинуть на пару лет.
Кстати, за рубежом тоже во многих странах строго спрашивают за подобные прегрешения. Раз ты такой рисковый, значит, и кредит выдадут по другой, более высокой стоимости. Зато у наших пешеходов теперь жизнь куда более вольная. Штрафы их не страшат, а потому часто идут по переходу в нахлобученном капюшоне с наушниками в ушах или по телефону болтают.
В других странах за такой «променад» штраф, причем весьма немалый. Наверно, нужно и нам все-таки более строго подходить к такого рода «ходункам». Святое правило для водителя – дай дорогу другому. Но и тот другой должен уважать остальных участников движения. Проезжая часть – это как пограничная полоса, где вести себя нужно осмотрительно, дальновидно и вежливо.

»
По мнению собеседника, нынешние водители гораздо меньше, чем раньше, дорожат своим железным конем. В Союзе на авто человек полжизни копил, а теперь некоторые с одной-двух зарплат в состоянии приобрести подержанную иномарку.

»
– Купить можно что угодно – автомобиль, запчасти, права. Только не жизнь, – философствует собеседник. – Поэтому если ты в душе Шумахер или тебе хочется продемонстрировать свое мастерство перед девушкой, приезжай на ту же профессиональную трассу в Стайки. Здесь можно потренироваться, погонять на высоких скоростях, поучаствовать в соревнованиях, которые проводит федерация.
При желании вы не только успешно избавитесь от накопившегося запаса адреналина, но еще сумеете завоевать награду и получить разряд. А дорога – не место для лихачества и самоутверждения. По статистике, больше всего гибнет людей не в авиакатастрофах, во время землетрясений или пожаров, а именно на дорогах общего пользования. Поэтому я всегда на лекциях повторяю своим ученикам: когда садишься за руль, ты должен просто-напросто постараться добраться до места назначения живым и помнить, что дома тебя ждут родные.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023-2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.