Хоть над ними и довлел груз славы великого предка, народного художника Беларуси, дети и внуки продолжили его дело, подтвердив знаменитую пословицу о том, что от доброго семени добрый и плод. Вначале Владимир Маслеников взял в руки кисть под оком своего выдающегося отца, а через несколько десятилетий его сын Павел, названный в честь знаменитого деда, тоже решил идти по протоптанной дорожке… А когда Екатерина, правнучка знаменитого живописца, победила в республиканском открытом художественном конкурсе, где участвовали школьники со всей Беларуси, стало очевидно, что и она продолжит семейную традицию.
Три поколения Маслениковых – одна из самых известных в стране художественных династий
Родоначальник династии Павел Васильевич Маслеников – народный художник Беларуси, титан, внесший огромный вклад в развитие отечественного изобразительного искусства. Его жизнь была наполнена разными событиями, трагическими и счастливыми. Великая Отечественная война стала для Павла Васильевича, как и для миллионов советских людей, тяжелым испытанием. Художник воевал на Западном и Северо-Западном фронтах, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За Победу над Германией». После демобилизации вернулся в родной театр оперы и балета, где в течение более десятка лет создавал свои легендарные декорации.
– Значительный вклад внес Маслеников в организацию художественного образования и подготовки белорусских педагогических кадров, будучи ректором Белорусского театрально-художественного института. Он расширил систему художественного образования, создав кафедры разных видов искусств, в том числе искусствоведения и театроведения, – считает искусствовед Светлана Строгина. – Во многом благодаря и его усилиям в Минске основана художественная школа-интернат для талантливых детей имени его любимого педагога И. О. Ахремчика. Ко многим добрым делам имел отношения Маслеников.
Хорошую память о себе он оставил городу Могилеву, подарив 125 своих лучших работ музею, где состоялась его первая знаковая встреча с искусством.

Рассматривая лирические пейзажи народного художника, в который раз убеждаешься, что тема родной природы бессмертна и вызывает в душе переживания, которые заряжают энергией, омолаживают, дают истинные моменты наслаждения. Пожалуй, ему как никому другому удалось передать особый колорит белорусской природы и отыскать, говоря словами классика, «у глыбінях зямлі нашых душ карані».

– Отец был строгим по отношению к себе и детям. Но голоса никогда не повышал, руководил взглядом. Посмотрит строго на меня и сестру Веру – хоть под стол прячься, – вспоминает Владимир Маслеников.

– Накричать мог, а вот силы ремня ни разу на себе не почувствовали. Мама создавала уют, она прекрасно готовила, и в доме всегда господствовала добрая теплая атмосфера.
Мэтр постоянно в делах, на своей творческой волне. Соседи по коммуналке вспоминали, как Павел Васильевич, еще не зайдя в дом, буквально с порога кричал: «Нина, наливай, борщ! Я ухожу!».
В 1975 году почти на месяц он неожиданно для всех отправился в творческую командировку в Индию и Непал, откуда привез десятки этюдов и немало ярких впечатлений.
Он был очень крепким мужчиной. До глубокой старости поднимал 16-килограммовую гирю. Теперь этот спортивный снаряд сын и внук используют в мастерской в качестве пресса. Павел Васильевич был трудоголиком и в 81 год продолжал писать. Сын вспоминает, как однажды поехал с отцом в Гурзуф. Утром нормальные люди на пляж спешат, а Маслеников-старший тянет ребенка в горы на этюды.
– Даже у моря не расслабишься: стой и пиши! По четыре этюда в день выдавали. Думаю, елы-палы с таким отдыхом! А сейчас вижу, что перенял эту его привычку и сам не могу без работы ни минуты сидеть, – улыбается Владимир Павлович. – Не помню, чтобы в выходной на диване лежал. Разве что в редких случаях, когда плохо себя чувствую. А так позавтракал – и в мастерскую. Не склонен думать, что талант или какие-то способности передаются на генетическом уровне.
– Наверно, впечатления детских лет, пример отца наложили на меня благотворный отпечаток, и другой дороги в жизни уже не представлял. Мои сверстники видели себя в будущем космонавтами, пожарными или милиционерами. А я на вопрос, кем хочешь стать, отвечал: художником.
– Отец с четырех лет брал меня на этюды. Независимо от того, что за окном – жара, холод, ветер или дождь. Я жил в особой творческой атмосфере, которая была источником вдохновения и создавала настроение. Шутя говорю, что по тем людям, которые приходили к нам в дом, можно изучать все историю белорусского изобразительного искусства. Ни одной выставки с отцом не пропускали. А потому мое становление художника происходило как-то само собой, естественно.

На своих первых экспозициях Владимир Маслеников первоначально выставлял портреты, поскольку ему не хотелось, чтобы проводили какие-то аналогии с отцом, мастером эпического пейзажа.

– Вместе с ним много ездили по стране – Крым, Карпаты, Прибалтика. Восторгались везде природой, сравнивая ее с храмом божьим, куда хочется войти, очистить свою душу, поделиться горестями и радостями. Хотя я по-прежнему пишу и портреты, и натюрморты, но пейзажи все равно берут верх, – признается собеседник. – Иногда думаю: а что бы сказал отец, глядя на мои работы? Вообще, он был достаточно скуп на похвалу. Хвалил опосредованно, ссылаясь не на себя, а на мнение коллег. «Мои хлопцы сказали: картины твоего сына выделяются среди других», – сказал как-то он, придя с выставки. А «мои хлопцы» – это его поколение художников, среди которых много громких имен…
Всем трем поколениям Маслениковых удалось передать через пейзажи свои неповторимые ощущения от соприкосновения с живой природой – запах весны, журчание воды, силу волн, дуновение ветра, свежесть утра… Живописью они выражают то, что невозможно передать словами, – и это всегда родное, привычное, то, что любишь с детства, сама жизнь с ее размеренностью и неторопливостью.
– Природа – нечто, пропущенное через себя и идущее от сердца. Ты стремишься, чтобы твой момент восхищения, будь то радость или светлая грусть, передался зрителю, – признается Владимир Павлович. – Наша погода своенравна и непредсказуема. Но в любых проявлениях природы можно найти свою красоту. Не обязательно должно ярко светить солнышко, блестеть голубая водичка и зеленеть травка. Нужно уметь увидеть и передать естественную красоту природы. Как сказал поэт: «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен».
Поэтому писать нужно от души. Как бы пафосно ни звучало, но, возможно, именно моя искренняя любовь к родине помогает осуществить этот замысел. Никогда бы не уехал жить в другие края, как бы там хорошо ни было. Я даже в Минске к местам, где прошло мое детство, ностальгически отношусь. При любом удобном случае люблю пройтись в районе улицы Чичерина, где каждая дорожка и двор навевают сладкие воспоминания. Вроде и живу в двух километрах от своей «детской поляны», а все равно тянет.

«
Произведения известного белорусского пейзажиста Владимира Масленикова есть во всех основных музеях нашей страны. Они украшают стены в здании Совмина, Дворца Независимости, многих отелей столицы.

»
Белорусские пейзажи нашего земляка разъехались по всему миру. Их можно увидеть в частных галереях России, Италии, Германии, США и других стран. В прошлом году Александр Лукашенко вручил в качестве подарка Патриарху Кириллу эпическое полотно «Белорусские просторы» кисти Владимира Масленикова.
У внука народного художника интерес к рисованию проявился уже с шести лет.

– Помню, как сидел дома и ждал, когда же отец с дедом заедут на машине и мы отправимся за город писать этюды. Хорошо, что в моем детстве не было ни мобильников, ни планшетов, потому не пялился сутками в экран монитора, а отправлялся за новыми ощущениями на природу. Здесь и происходила, что называется, проба пера, – рассказывает Павел Маслеников-младший.
– Особенно любил процесс смешивания красок. Душа пела от осо­знания того, что при помощи гармоничного сочетания цвета можно передавать свое настроение на бумаге или холсте. До сих пор интересен колорит, эмоционально-экспрессивное воздействие цвета.
Отец считает, что и сегодня это действо меня сильно увлекает, замечая, что, в отличие от него, я больший упор делаю не на композиционном, а на цветовом построении картины.
Искусствоведы утверждают, что Павел Маслеников искал свой стиль через синтез экспрессивной этюдной манеры письма, характерной для его деда, и строгости композиции, проработки деталей, свойственных картинам отца. Художник признается, что помимо реализма ему очень близка стилистика импрессионизма. Именно поэтому на его картинах много света, зыбких и воздушных очертаний. На холсте вода будто движется, а ветер колышет верхушки деревьев.

«
Несколько лет назад в семье Маслениковых стало очевидно, что и правнучка народного художника Екатерина пойдет по его стопам.

»
Сегодня она обучается в гимназии-колледже искусств имени И.О. Ахремчика. Юная художница честно признается, что стиль реализма ее не привлекает, потому выбрала в качестве способа самовыражения авангардизм. На упреки в том, что в этом направлении немало вычурности и бесплодных претензий, парирует, что и в реализме хватает халтурных и бездарных произведений. Как и отец, большое внимание уделяет цветовой гамме.
– Многие уже заметили, что среди одноклассников у меня самые яркие картины. Люблю красный цвет. Он очень смелый, сильный, живой и сразу приковывает внимание. Существует мнение, что если проследить, какие цвета преобладают на картине, можно увидеть не только то, что на ней изображено, но и понять, чем руководствовался автор, используя ту или иную краску, какие чувства и переживания он испытывал, – признается Екатерина.
А на вопрос о том, знают ли одноклассники о ее богатой родословной, отвечает:

– Конечно, и, возможно, кому-то кажется, что она помогает в жизни. Но я стараюсь идти вперед, не зацикливаясь на чьем-то мнении и не прикрываясь именами родни.
– Кстати, наша династия не только художественная, но и еще и педагогическая, – уточняет Владимир Павлович. – Отец отдал большую часть жизни Белорусскому театрально-художественному институту. И я более 30 лет преподаю азы мастерства студентам, профессор, заведую кафедрой живописи в Академии искусств, – говорит Владимир Павлович.
– Оба сына тоже тесно связаны с педагогикой. Павел – старший преподаватель в этом же вузе, младший, Алексей, работает в Институте современных знаний. Он, кстати, тоже творческий человек, дизайнер, а эта профессия, как известно, создана на стыке изобразительных искусств и точных наук. Невестка преподает в гимназии-колледже имени Ахремчика. Два года назад ушла из жизни моя сестра, Вера, в замужестве Прокопцова, доктор искусствоведения, профессор, большой ученый.
Долгие годы она заведовала кафедрой мировой художественной культуры в Белорусском государственном университете культуры и искусства. Для современного педагога, как и для художника, очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь его труд – это тоже великолепный источник для безграничного творчества.
В становлении художника, по мнению Маслениковых, одинаково важны как саморазвитие, желание познавать новое, так и фундаментальные базовые знания, советы опытных мастеров.

– Дед – основоположник таких направлений в белорусской культуре, как дизайн, декоративно-прикладное искусство. Многие из нынешних мэтров перенимали у него мастерство. Рассказывают, что он был довольно строгим и принципиальным наставником. Серьезно относился к делу. Вообще, когда ты молодой, создается впечатление, что лучше всех все знаешь, что почти в шаге от гениальности и набившая оскомину академическая система обучения рисованию вроде уже ни к чему, – рассуждает Павел Маслеников.
– Но с опытом и возрастом вспоминаешь многое, о чем говорили десятки лет назад учителя, и понимаешь, насколько они были правы, насколько важны знания и навыки, преломленные через национальную культуру и закрепленные в художественной практике. Стиль обучения моего отца – именно диалог. На первый взгляд кажется, что какие-то его подсказки воспринимаю в штыки или пропускаю мимо ушей, но на самом деле я все запоминаю.
– Просто надо время переварить, осмыслить его советы. И в конечном итоге замечаю, что все равно делаю так, как он рекомендовал. Как и отец, тоже строю общение со своими студентами по принципу диалога. Они у меня полноправные участники в процессе поиска истины. Часто обращаюсь с просьбой: «Главное – запоминайте, что говорю. Можете сейчас со мной не соглашаться, но когда-нибудь в один прекрасный день у вас внутри что-то обязательно щелкнет – и вы поймете: идея найдена!» Не нужно бояться себя с кем-либо сравнивать.
Подобный самоанализ – это тоже ступень для творческого роста, профессионального развития, понимания, куда двигаться дальше. Павел Васильевич действительно задал высокую планку не только для нашей семьи, но и для всех последующих белорусских художников. В этом плане у меня равное положение с остальными коллегами, работающими в жанре пейзажа. И все наше художественное сообщество должно держать определенный уровень, продолжая великие традиции белорусской школы живописи.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.