Около 40 лет Андрей Мартынюк создает деревянные механизмы, и повторить это еще никому не удалось
Антарктида – пожалуй, единственный материк на планете, где не знают об уникальном мастере из Дзержинска. На всех остальных континентах деревянные часы, созданные Андреем Мартынюком, хранятся в музеях и частных коллекциях. В том числе – у принцев ОАЭ, которые были шокированы тончайшей работой белоруса. И никому даже в голову не приходит, что он – самоучка! Сколько времени уходит на создание деревянных механизмов, как они связаны с многолетними экспериментами и почему из часов с кукушкой в мастерской Андрея Мартынюка с каждым боем слышится только «Ку!»? Обо всем рассказывает он сам.
Андрей Мартынюк создает часы около 40 лет, но не прекращает экспериментировать с их механизмами. Иногда на это уходят годы, однако даже такой долгий срок его не пугает. И пусть в распоряжении мастера уже есть огромная папка с готовыми вариантами механизмов – изобретенными им же за долгие годы, опробованными и хорошо себя показавшими, но время от времени он бросает вызов себе
С упрямой настойчивостью соединяет шестеренки, валы и узлы так, как до этого еще не делал никогда. В этом Андрей Михайлович видит творчество, которое не дает превратиться часовому делу в ремесло. В его руках оно и через десятки лет – искусство.
В детстве будущий мастер так же упорно ...читал. Пропадал надолго в Ленинской библиотеке, где книги замечательных часовщиков Юлиуса Гене и Генриха Канна выдавали только на руки. На дом эти издания взять было нельзя – слишком ценные экземпляры.
– Книги Гене и Канна я читал как художественную литературу. Особенно второго. Канн очень интересно описывает свои работы, устройство часов, узлов, механизмов. Помню, как сильно мне хотелось получить еще и атлас с иллюстрациями, но он не шел в комплекте с книгами. И в целом был очень дефицитным изданием в те времена. Но в СССР существовала интересная система: если нужной книги не оказалось в местной библиотеке, ее заказывали из библиотек Советского Союза. Так мне прислали из Москвы атлас работ Юлиуса Гене. Пусть и на пару дней, но я был счастлив. Сидел в библиотеке подолгу – перерисовывал картинки из атласа в тетрадку, – вспоминает мастер.
Многие годы часовое дело было его хобби. Андрей Мартынюк даже представить не мог, что однажды оно станет чем-то большим. И даже после окончания школы выбрал не связанную с часами профессию – инженер электросвязи. То ли в шутку, то ли всерьез говорит: эта специальность досталась ему по наследству от родителей.
– Первые часы я сделал уже в зрелом возрасте и только для того, чтобы решить технические вопросы. Например, как добиться бесперебойной работы механики. Я создавал эти часы лет пять! Абсолютно все детали были ручной работы, на них ушло очень много времени.
Те часы получились громоздкие и не слишком удачные, но именно опыт их создания помог мне понять, чем именно я хочу заниматься. Ведь до этого вырезал разные поделки из дерева в свободное время, – объясняет Андрей Михайлович.

Кстати, именно деревянные часы стали первыми действительно заинтересовавшими его. Произошло это еще в раннем детстве. Наш герой вспоминает, как папа подарил ему проектор с диафильмами, один из которых был посвящен знаменитому механику-изобретателю Ивану Кулибину.
Из той пленки я узнал, что началом его творчества в часовой механике были деревянные часы. И это сильно запало мне в душу.
Андрей Мартынюк – член Союза мастеров народного творчества Республики Беларусь, член Академии народного искусства России, мастер по ручной обработке дерева, удостоен звания «Человек года Минщины – 2017» в номинации «культура», обладатель Президентского Гранта и медали Франциска Скорины.
Андрей Мартынюк создал не один десяток часов, прежде чем сделал это своей профессией. Со временем пришел к выводу: нужно использовать инженерные знания, чтобы облегчить свой труд часовщика. Так у Андрея Михайловича появились самодельные станки.
– С их помощью все эксперименты начали проходить гораздо быстрее, ведь некоторые узлы в новых разработках приходилось переделывать иногда по 5-10 раз! Вручную это занимает огромное количество времени, – отмечает мастер. – Со станками смог сосредоточиться на другом. Например, как решить проблему деревянных шестеренок. Я изготавливал их из массива, а этот материал чувствителен к влажности. Хотел найти такой способ пропитки, чтобы шестеренки стали влагостойкими. Экспериментировал 5-7 лет, но ничего не получилось. Добился только того, что дерево переняло свойство пластика. Да, оно стало влагостойким, но появилась другая проблема. Пластик при изменении температуры меняет свою геометрию, а этот вариант меня тоже не устраивал. В итоге просто начал делать механику из фанеры. Массив теперь использую только для оформления основных панелей. Как правило, это дуб, ясень, бук, ольха.
Со временем в часах Андрея Мартынюка появилась и металлическая деталь – ось валов. Раньше эта часть была тоже растительной – из обожженного бамбука. Изменениями в своей работе мастер доволен, ведь они во много раз ускоряют процесс: если на создание полностью деревянных часов раньше уходил год и больше, то фанерная механика и металлическая ось валов позволили сократить этот срок до полутора месяцев. А для Андрея Михайловича это было важно. Ведь если в самом начале его работы заказы на часы приходили в основном от знакомых самого мастера, то чуть позже начали поступать из разных концов света – от Америки до Австралии. – А однажды у меня заказали трое часов в подарок принцам Дубая. Я волновался, потому что прекрасно знаю, что на Востоке прикладное искусство – это всегда ювелирная работа, феноменальная по качеству и уровню фантазии. Переживал, удастся ли удивить принцев. Мне потом рассказали, что все получилось! Когда часы запустили, принцы были в восторге, –говорит мастер.
Еще одна запоминающаяся работа –подарок Президенту Беларуси на его 65-летие. Над их эскизом ломал голову весь коллектив Дзержинского районного центра культуры и народного творчества, где мастер трудится уже 15 лет. Идея родилась такая: сделать часы в виде дерева, крона которого повторяет контур нашей страны.
Модель оказалась очень популярной, позже ее не раз заказывали автору. Он отмечает, что чаще всего так и происходит: человек листает увесистый каталог работ Андрея Михайловича и выбирает понравившееся. Хотя сам мастер признается: интереснее работать над чем-то совершенно новым, решать сложные задачи. Во время таких проектов он готов проводить дни и ночи в мастерской. Так, например, было с кинетическим театром «Балабуха».
– Это самое необычное, что я делал. Идея возникла давно, но примерно пять лет понадобилось, чтобы продумать конструкцию кинетического театра, разработать чертежи и сделать расчеты. Довольно сложно было определиться с сюжетом, потому что хотел в него вписать ряд белорусских праздников – Каляды, Купалле, «Дажынкi». В какой-то момент понял, что идея настолько масштабная, что без помощи не обойдусь. Мастерицы из нашего центра подключились к работе, помогли с оформлением и созданием кукол, –рассказывает Андрей Мартынюк.
Сейчас «Балабуха» – одна из главных изюминок центра культуры и народного творчества. У туристов, школьников и студентов не только из белорусских вузов, но и российских кинетический театр вызывает восторг. Их можно понять: ничего подобного они раньше не видели!
На необычные часы мастера может вдохновить все что угодно. Например, кино. В свое время благодаря культовому советскому фильму «Кин-дза-дза» у Андрея Михайловича родилась идея оригинальных настенных часов с кукушкой. Пожалуй, его мастерская – единственное место на планете, где наступление каждого нового часа отмечается неожиданным «Ку!».
– Это отсылка к приветствию на чатланском языке, принятом на планете Плюк, – напоминает Андрей Мартынюк. – Специально для этих часов я вырезал из дерева летательный аппарат – пепелац. А вместо кукушки здесь один из персонажей фильма. Кстати, эти часы я сделал после того, как меня начали часто спрашивать, почему я не делаю часы с кукушкой. А ответ оказался прост: мне это было не интересно. Идея о часах-пепелацах изменила все.
Еще один необычный экземпляр в коллекции мастера – часы-эйнштейн. Отсылая нас к знаменитому фото, на котором нобелевский лауреат дурачится, деревянная версия Альберта неожиданно показывает язык. А большая модель Солнечной системы, которая по совместительству выполняет роль часов и люстры, выдает интерес Андрея Михайловича к астрономии.
– В этом проекте почти тысяча шестеренок, – уточняет мастер. – Но я бы хотел сделать еще более масштабную работу: повторить пражские астрономические часы. Они – настоящее произведение искусства! Просто фантастические!
Но такой проект требует не только больших денег, но и просторного помещения. В мастерской его не осилить, вздыхает Андрей Мартынюк. В отсутствие такого помещение упирается и другая его мечта, давняя, – создать музей деревянной механики.
– Посвятить его не только часам, – уточняет мастер. – Хотел бы выставить там различные экспонаты: начиная от моделей эпохи Леонардо да Винчи, Пифагора и заканчивая современной механикой. А часы показал бы детально, по узлам, чтобы люди могли понять, как они работают. А знают это далеко не все. Помню, на одну выставку мы привезли большие механические часы, и некоторые посетители интересовались, где в них вставляются батарейки.
В часах с механизмом хода около 50 основных деталей, а в тех, где есть механизм боя, – уже под 150-200.
Создание деревянных часов – настолько узкое направление прикладного искусства, что Андрей Мартынюк может пересчитать на пальцах одной руки коллег на постсоветском пространстве. И те в основном создают единичные экземпляры, тогда как у умельца из Дзержинска работа поставлена на поток. Поэтому как такового сообщества часовщиков не существует. Но это не говорит о том, что обмен профессиональным опытом не идет.
– Общаемся, конечно, по интернету. Иногда даже в гости друг к другу приезжаем. Мастера из России были у меня, а в прошлом году пригласили к себе – в Москву и Санкт-Петербург. Это не рядовые часовщики, которые занимаются ремонтом, а настоящие мастера, коллекционеры. Они постоянно варятся в этой среде, это их жизнь. Обменялись опытом и наработками, побывал на часовом заводе «Ракета», в Музее времени и часов, в ряде частных мастерских. Честно признаться, не ожидал, что меня будут так масштабно принимать. Как поп-звезду! Только ковровой дорожки не хватало, – улыбается Андрей Михайлович.
Он совершенно не боится конкуренции. И не потому, что его работы уникальны. Философия Андрея Мартынюка такова: если кто-то заинтересовался созданием деревянных часов – поделись с ним своими знаниями. А еще – чертежами и разработками. Причем совершенно бесплатно.

– Потому что если мое дело кому-то интересно настолько, что он готов посвящать ему свое время и силы, а уж тем более если решил заниматься им профессионально, то для меня помочь такому человеку – в радость! – объясняет мастер.
Часы от Мартынюка – это уже бренд. Как признается сам часовщик, на его раскрутку не было потрачено ни рубля. Никакой рекламы, ни грамма пиара – об уникальных работах Андрея Михайловича как 15 лет назад, так и сейчас узнают в основном по сарафанному радио.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023-2025 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.