В копилке молодого дизайнера Веры Комлик немало профессиональных побед и наград. Ее фэшн-карьера началась в 2019 году с показа на фестивале «Мельница моды» коллекции «Черная пятница», где каждый образ ироничными нотками был вдохновлен работами известных поп-арт художников. В октябре Вера снова готова громко напомнить о себе, представив коллекцию одежды по мотивам белорусского традиционного костюма. Задолго до премьерного показа мы увидели первые модели и поговорили с их автором о том, есть ли будущее у наших дизайнеров одежды, а что из сундуков наших прабабушек может быть модным и сейчас.
Молодой белорусский дизайнер в своих коллекциях иронизирует над распродажной эйфорией и создает авторскую интерпретацию народного костюма
Даже диссертацию защитила
Родители Веры рано заметили, что их дочь – творческий человек. Каждый день она исписывала и разрисовывала кипы бумаги, что-то мастерила и придумывала. Для любознательной девочки рисование стало не просто хобби, а любимым делом. Потому и отправили ее учиться в гимназию-колледж искусств имени И.О. Ахремчика. А после 11-го класса Вера поступила в Институт современных знаний имени А.М. Широкова, где обучалась дизайну костюма.
– Мне хотелось изучить особенности национального белорусского костюма и традиции его оформления более глубоко, а имеющейся базы не хватало. Поэтому я поступила в магистратуру Университета подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси, – уточняет наша героиня.
– Там мне повезло познакомиться с Марией Николаевной Винниковой, одним из лучших специалистов по костюму в нашей стране. Благодаря ее опыту и знаниям удалось освоить белорусский традиционный костюм.
Я узнала много нового, написала магистерскую диссертацию по использованию художественно-конструктивных особенностей белорусского традиционного костюма Западного Полесья в современном дизайне одежды.
Воплощением этого научного труда стала в том числе и новая коллекция Веры «Нить основы». Дизайнер уверена, что у каждой работы должна быть концепция. Тенденции – это временное поветрие, а самый верный способ запечатлеть работу в веках – придать ей глубинные смыслы, которые будут трогать людей.
– Если произведение отзывается в сердцах публики, то оно действительно чего-то стоит. Порой даже негативная реакция аудитории может быть полезна. Для творческого человека важно, чтобы его заметили и запомнили, – считает дизайнер.
Нынешнюю коллекцию Вера разрабатывала, углубившись в особенности создания белорусского традиционного костюма.
Наши прабабушки, отмечает девушка, придерживались прямолинейного кроя, безотходного и рационального. Формирование общего силуэта достигалось не за счет вытачек или сложных членений деталей одежды, как сегодня, а при помощи сборок и складок. Техника декора, которую мастерицы использовали именно для формо­образования, нашла новое воплощение в современной одежде. Элементы варьируются в своей композиционной и художественной градации в зависимости от белорусского традиционного строя.
Для Малоритского, характерного для Западного Полесья, автор взяла более плотные по декору ткани и более крупный вид сборки. Для Кобринского – объемные рукава платья украсила мелкими продольными сборками по принципу композиционного расположения изящного декора традиционного ансамбля. Это придает современному костюму самобытную образность.
– Орнамент в одежде не был случайным. Наши предки верили, что он защищает от нечистых сил. Поэтому наносили орнамент на определенные зоны – оплечье, низ фартука и юбки, – объясняет дизайнер и показывает белоснежное льняное платье. – Оно, как видите, обильно украшено сборкой, выполняющей функцию орнамента.
А это платье желтого цвета имеет А-образный силуэт, расширяющийся к низу. Крой напоминает традиционную туникообразную сорочку, однако его боковые клинья запрессованы в крупные складки. Это созвучно конструкции западно-полесских юбок.
В бежевом костюме-трансформере автор, согласно кобринским традициям, сделала акцент на поясе. Это комплект состоит из блузки с цельнокроеными рукавами, корсета и брюк. Формы предметов костюма согласованы по пропорциям: объемным рукавам сорочки вторят широкие брюки. При этом Вера использовала уже упомянутый рациональный крой.
Сорочка – без вытачек и членений. Ее форма образуется благодаря мелким сборкам в районе горловины и манжет рукавов, как и в традиционных сорочках Западного Полесья. Корсет и брюки смоделированы при помощи крупных ребристых складок, подчеркивающих статичную монументальность образа современного костюма. Оба предмета дополняют друг друга, а вместе их можно носить как комбинезон.
Обязательная составляющая белорусского национального костюма – лен. Наши предки любили его не только потому, что он прекрасно сохраняет тепло. Лен – семантически очень важный элемент белорусской культуры. Его считали Свечой Божией и использовали во многих обрядах.
Основным материалом для создания авторской коллекции послужил именно натуральный лен, а чистая цветовая гамма подчеркивает скульптурность форм моделей коллекции.

Процесс изготовления льняного полотна у наших прабабушек был непростым, со множеством трудоемких операций. После выращивания, сбора и высушивания этой культуры ее нужно было промять, потрепать и выпрясть с помощью веретена и прялки.
То ли дело сегодня, когда производство такой ткани полностью механизировано и автоматизировано.
Да и окрасить ее можно в любой цвет. А потому дизайнером есть где разгуляться на «льняном полюшке».
– Хочу подчеркнуть, что не стремилась к копированию или цитированию. Моя коллекция – современная авторская интерпретация народного костюма. Однако хотелось, чтобы в ней считывался культурный код белорусов, который не поменялся с прежних времен, – уточняет Вера Комлик.
Мода имеет свой посыл, а иногда даже собственное чувство юмора. Все-таки эпатаж, желание выделиться, привлечь внимание – главные задачи модельера при создании оригинального дизайна.
Неслучайно в дебюте Веры прозвучали откровенные ироничные нотки. Коллекция «Черная пятница» была посвящена потребительскому отношению к женщинам.

– Не ставила задачу драматизировать положение моих современниц, просто хотелось посмеяться над распродажной эйфорией и поддержать тех, кто не боится подчеркнуть свою индивидуальность, – объясняет собеседница.
– Поэтому я взяла газетные вырезки, плакаты. Остроты добавили рекламные слоганы Sale, Beast choice, Hot offer, New. Зритель шутку оценил. И жюри тоже. Я заняла тогда на «Мельнице моды» первое место в категории «женская одежда».

«
Вторая коллекция «Культ-Прадакшн» уже в самой идее и девизе содержит прежде всего иронию. Ею пронизана каждая модель, деталь костюма и элемент декора. Она состоит из пяти моделей, прообразами которых стали медийные особы 50-90-х годов прошлого века. Концепция состоит в том, что публичные личности выглядят куда привлекательнее именно на телевизионном экране. Все фигуры решены в силуэтах, адекватных времени своих прообразов. Костюмы объединены лейтмотивом цветной телевизионной заставки, что делает общий вид коллекции цельным, несмотря на разнофактурность «персонажей».

»
– Третьей была коллекция повседневный одежды. Она довольно заземленная, не очень замысловатая, спокойная. А четвертая – это мое авторское представление о белорусском традиционном костюме, – подытоживает дизайнер. – К этой теме давно шла. Дело в том, что сегодня процессы глобализации влияют на фешн-индустрию. И большинство дизайнеров на подиумах представляют довольно однообразные модели, склонные к минимализму и повседневности.
Мне же хотелось в противовес этой трактовке дать какое-то свое, белорусское, традиционное понимание культуры, продемонстрировать профессиональные навыки и творческие способности.
Собеседница не скрывает, что мечтает достичь признания в своей сфере. Пока не все получается: к примеру, ее коллекции в коммерческом плане пока не востребованы.
– Поступают, конечно, предложения, но все хотят купить вещи за бесценок. А мне не хочется обесценивать свой труд. Да и своими идеями дорожу. И когда мне говорят, к примеру, что купят коллекцию за 700 рублей, то такое предложение вызывает просто недоумение, – признается она. – Мечтаю о том, чтобы мне как дизайнеру удалось реализовать больше творческих задумок. Дизайн одежды – это любовь всей моей жизни, и не представляю себя в другой сфере.
На первый взгляд девушка кажется скромной и очень спокойной. Но, похоже, это впечатление обманчивое.

– В плане творчества всегда отстаиваю свое мнение и держусь своей позиции. Не подстраиваюсь под чьи-то стандарты и взгляды, потому что мне важно прежде всего свое ощущение от работы. А я – строгий судья, – уверяет она. – Считаю себя неплохим профессионалом, понимаю, чего хочу и как этого добиться.
– Для каждого своего источника провожу специальное расследование, изучаю его со всех сторон, стараясь дать о нем именно авторское представление. Вижу, как тепло реагирует публика на мои работы. Недавно выставлялась на республиканском молодежном проекте «100 идей для Беларуси».
Ко мне подошло очень много людей, которые не связаны с модой. И они задавали разные вопросы, интересовались творческими задумками. Думаю, проявленное внимание публики говорит обо мне как о профессионале.
На взгляд Веры Комлик, белорусская школа дизайна одежды еще довольно молодая, но у нее уже сформировался индивидуальный почерк, свое неповторимое «Я». Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить, по совету собеседницы, скажем, Фестиваль декоративно-прикладного искусства «ТекСтильный букет». На нем выставляют свои работы мастера из разных стран, в том числе и на тему традиционного костюма. По белорусской тематике регулярно проводят показы Национальная школа красоты, частные дизайнеры. На той же «Мельнице моды» неизменно присутствуют коллекции, посвященные нашему отечественному стилю и традициям.
В последнее время Вере часто задают вопросы о том, насколько жесткая конкуренция в этой сфере среди ее белорусских коллег.

– Конкуренция – главная движущая сила любой сферы деятельности. И дизайн одежды – не исключение. Кто-то может возразить, что автор создает свой продукт, руководствуясь в первую очередь собственным вдохновением, – говорит она.
– Но в современных условиях нам приходится творить, постоянно озираясь по сторонам. Ссориться с кем-то, драться или перегрызть кому-то глотку – не моя стратегия. Конкуренция делает нас сильнее.
Сама работа должна говорить за автора, а не автор за работу. Нужно стремиться быть первой, учиться показывать свою идею с более выгодной стороны и не бояться экспериментировать.
Над костюмами Вера работает не одна. В помощь – команда специалистов. Каждое платье – результат как минимум шести-семи дней упорного труда.
Сейчас молодой дизайнер пишет кандидатскую диссертацию на тему белорусского городского костюма XX – начала XXI века в контексте мировых модных тенденций и народных традиций.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.