Артист с необыкновенной пластикой и экспрессией создал незабываемые образы Аполлона, Ромео, Шурале, танцевал принцев в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Щелкунчике», «Золушке». Сложно даже перечислить все его роли, как и те мировые сцены, на которых выступал Игорь Колб. Инициатор театральных проектов и фестивалей сегодня вживается в новую для себя роль руководителя – главного балетмейстера. И уже дважды удивил белорусскую публику новыми постановками.
Заслуженный артист России, премьер Мариинского театра, сегодня – главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб покорил сердца многих тысяч зрителей
Иллюзия легкости
Кабинет Игоря Колба уставлен цветами. Они повсюду, в вазах и корзинах – вчера прошла премьера балета «Иллюзии любви». Сегодня в театре выходной, но главный балетмейстер весь день общается с прессой: терпеливо отвечает на вопросы журналистов, смиренно выполняет указания операторов – куда смотреть, как двигаться в кадре. И даже, к восторгу телевизионщиков, соглашается сделать несколько пируэтов – легко и грациозно, так, словно это не результат многолетнего каторжного труда и самодисциплины, а что-то само собой разумеющееся.
Когда видишь завораживающее действо, которое создают артисты балета на сцене, трудно не поддаться этой иллюзии легкости и невесомости. Может, и сами танцоры, заранее зная, что их ожидает, не решились бы следовать за мечтой? Игорь Колб на вопрос, почему выбрал балет, отвечает, что, собственно, и не выбирал. И не мечтал выступать на сцене, как не мечтал стать артистом Мариинского театра или главным хореографом Большого театра Беларуси. Все сложилось само.
Считает, что благодаря случаю оказался и в хореографическом училище в Минске.

– В жизни так складывалось, что не я выбирал, а меня выбирали. До того, как мои способности заметили столичные педагоги, был обычным ребенком, ходил из кружка в кружок: станция юных техников, цирковая студия, эстрадный танец, – вспоминает Игорь Павлович.
Была такая практика в советское время – искать талантливых детишек в глубинке. Так ему, ученику 5-го класса, и предложили попробовать себя в балете. Точнее, эту идею высказали родителям. Семья у героя нашего проекта была самая обычная: папа работал дальнобойщиком, мама – заведующей столовой. Балет казался им чем-то иллюзорным, далеким от реальности, тем, что показывают по телевизору.
Но ведь родители всегда надеются, что у их детей будет более интересная жизнь. Поэтому, видимо, и решились отдать сына в балет.

– Мама только переживала о том, что наше общежитие называлось интернатом, ее это коробило, словно она сдала туда родного сына и платит за его содержание. Хотя мы были окружены там со всех сторон заботой и вниманием, почти как дома. Педагоги и воспитатели были замечательные. Нам даже еду оставляли, если мы не успевали вовремя вернуться к ужину, – вспоминает Игорь Павлович.
Он показывает из окна нынешнего кабинета бывшее здание хореографического училища, где располагалось и общежитие – на пересечении улиц Старовиленской и Киселева:
– Видите окно на втором этаже? Там меня смотрел Юрий Троян, оценивая данные. И вот я снова здесь, в новом качестве… Почти мистическое ощущение!
Педагоги настраивали будущих артистов на упорный ежедневный труд и требовали, требовали, требовали... Были и разочарования, и попытка вернуться домой. Но потихоньку Игорь Колб втянулся в сложный ритм жизни учащихся хореографического училища. Уже ко второму курсу он в полной мере осознал, какие усилия надо прилагать, чтобы достичь результата. И начал упорно трудиться.
В итоге его еще студентом пригласили на стажировку в театр Валентин Елизарьев и Юрий Троян, пробуя сначала на небольшие, а потом и более заметные роли. На 3-м курсе он уже танцевал в «Спящей красавице» принца Дезире. И место в труппе для талантливого молодого артиста наверняка нашлось бы, но случилась поездка в город на Неве.
– Александр Иванович Коляденко, педагог, который меня выпускал, предложил поучаствовать в конкурсе, – вспоминает Игорь Колб.

Это было в 1995 году, тогда он стал лауреатом Международного балетного конкурса «Ваганова-Prix» и получил приглашение в труппу Мариинского театра. Согласился не раздумывая: привлекла и возможность поработать с легендарными педагогами, и особенная атмосфера Санкт-Петербурга, которая так сильно ощущалась во всем, что даже неустроенность быта не омрачала возвышенные чувства молодого артиста.

«
Этот судьбоносный момент – переезд в Санкт-Петербург – совпал с уходом самых близких людей: в 1996-м не стало отца, а через год – мамы. Эти трагические ситуации не были определяющими в решении уехать из Беларуси, но когда так неожиданно все происходит и остаешься один на один со своим горем, может, даже и легче отправиться подальше, уйти с головой в работу…

»
После отъезда из Беларуси для Игоря Колба настал важный период в жизни и творчестве, происходило его становление как артиста. В 1996-м он присоединился к труппе Мариинского театра, через два года стал в ней уже солистом. Танцевал со знаменитыми балеринами Ульяной Лопаткиной, Дианой Вишневой, Светланой Захаровой. Со временем начал участвовать не только в классических постановках, но и в модерновых экстравагантных балетах. Мариинский театр во всех смыслах стал семьей. Здесь Игорь Павлович встретил свою любовь – артистку труппы Галину Яблонскую, которая в 2001 году стала его супругой. Родился сын.
В Пинске бывал редко – работа, семья, гастроли… Но всегда помнил о родном городе даже в далеких странах.

– В мою первую гастрольную поездку в составе Мариинского театра в Лондон ко мне подошел коллега и уточнил: в списке артистов местом моего рождения указан не Минск, а Пинск, не ошибка ли это? То есть не все наши даже ближайшие соседи знают, что есть такой город.
Я всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина – нужно помнить, кто ты и откуда. Особенно это важно, когда начинается зашкаливающий успех, повышенное внимание публики, прессы – чтобы голова не закружилась.
По мнению артиста, напоминание о родине заземляет и дает свое­образную поддержку, которую он всегда ощущает. Место силы – деревня Колбы на Пинщине, она дала его роду и фамилию. Кстати, во время Первой мировой войны здесь служил поэт Александр Блок. Интересное совпадение: если читать фамилию Блок справа налево – получится Колб.
Для Игоря Павловича встреча с родственниками – настоящий праздник, пусть и редкий. Однажды артист приехал в Колбы на поминки по двоюродному дедушке. Все так обрадовались гостю и оживились, что ему стало даже неловко. Но именно тогда он ощутил по-особенному сильную связь с родной землей, родом и был счастлив, что привез с собой сына.
– Мне было важно ему показать близкое для меня место, познакомить с родственниками. После этой поездки мне очень захотелось иметь свой дом на своей земле, – признается Игорь Павлович.
В Колбах земли достаточно, но сама деревня находится очень далеко от Санкт-Петербурга, где семья, работа, коллеги.
Поэтому дом Игорь Павлович решил искать ближе к северной столице России. Выбирал между вариантами в Великом Новгороде и Пскове. Около 10 лет назад мечта осуществилась: нашел на Новгородчине подходящий по всем критериям участок. Это место географически ближе к Санкт-Петербургу, к тому же в Великом Новгороде проходит ежегодный фестиваль «Открытое искусство», инициатором и председателем организационного комитета и жюри которого является Игорь Колб. А главное – вид из окон нового дома открывается на речку, как в Колбах.
– Может, внешне ничего похожего в этих пейзажах и нет, но, по моим личным ощущениям, в них есть что-то общее, – уточняет Игорь Павлович.
Когда случается тупик в работе, Игорь Павлович вспоминает о своем хобби – реставрации старинной мебели. Ею он начал заниматься в Санкт-Петербурге, когда жил в доме на канале Грибоедова.
Туда на технический этаж сносил приобретенные «деревяшки» – чистил, ремонтировал, покрывал лаком. Недавно в скупке увидел кухонный стол, похожий на тот, что был у бабушки в деревне. Теперь восстановленный, он стал частью интерьера квартиры в Минске. Напоминает артисту о малой родине и близких людях.
За четверть века служения в Мариинском театре Игорь Колб исполнил все ведущие роли лирико-романтического репертуара. Артистическую и гастрольную деятельность совмещал с преподавательской в Академии танца Бориса Эйфмана, в Санкт-Петербургской государственной консерватории. В 2009-м станцевал со знаменитой японской балериной Тамие Кусакари в ее прощальном туре. В этом же году в Токио состоялся гала-концерт «Игорь Колб и друзья» с участием мировых звезд лучших балетных сцен мира. Артист занимается продюсерскими и образовательными проектами, является художественным руководителем проекта Dance. Dance. Dance. Для того чтобы понять и изучить менеджмент в культуре, поступил в МГУ.
В пандемию Игорь Колб получил неожиданное предложение от Валентина Елизарьева – возглавить балетную труппу Большого театра Беларуси. И Большой театр России тут же активизировался: там тоже были не прочь заполучить знаменитого артиста. Оба предложения застали его врасплох. Долго думал, выбирал. Сейчас Игорь Павлович признается: благодарен нынешнему руководителю балетной труппы Большого театра России Махару Вазиеву за то, что помог ему определиться и «повернул в сторону Минска».
С его приходом в апреле 2022 года в нашем Большом театре появилось новшество – кастинги. Сегодня кроме белорусов в составе труппы и артисты из России.

– Недавно к нам приехала пара из Бразилии. Уверен, что они тоже составят хорошую внутреннюю конкуренцию, которая необходима для развития, – говорит Игорь Павлович.
– Поначалу, когда прибыли артисты из России, многих это насторожило. Потом кто-то из белорусских танцоров, глядя на них, повышал свой уровень – и сегодня мы получили уже такой синтез школ, когда можно обмениваться опытом, конкурировать и вместе двигаться вперед. Принцип здоровой конкуренции – опыт, который я получил в Мариинском театре.
Мы не один час могли стоять на сцене после спектакля и обсуждать, кто лучше станцевал, кто хуже и почему. Надо отдать должное нашему руководителю Вазиеву: держал в ежовых рукавицах – дисциплина и труд. И разбор полетов был привычным.
Труппа пополняется молодыми артистами, которым главный балетмейстер дает возможность проявить себя: когда слишком долго стоишь в кордебалете, пропадает интерес к профессии. Появление чего-то нового важно и в репертуаре театра.
– Сколько бы ни танцевал классику, в определенный момент подумаешь: хорошо, будет еще 255 «Лебединых озер» и 352 «Щелкунчика», а что дальше? Случится остановка в развитии. Если репертуарная политика не меняется, это провоцирует уход артистов в другие театры. Надо развивать, обновлять репертуарную сетку, – убежден Игорь Колб. – Нет ничего зазорного для академического театра в том, чтобы иметь несколько экспериментальных постановок. В этом много плюсов.
Игорь Колб – победитель международного конкурса балета, приглашенная звезда международных фестивалей Dance open, «Короли танца», «Звезды мирового балета», «Виртуозы мирового балета».
В сентябре прошлого года Игорь Колб представил белорусской публике «Жизель». И пусть это была не авторская версия, а классический балет, но удивить зрителей удалось: и всевозможными спецэффектами, и тем, что партию Альберта танцевал настоящий француз – выпускник нашего хореографического колледжа Эвен Капитен.
К тому же в театральной библиотеке в Санкт-Петербурге в архивных материалах Игорь Колб обнаружил в клавире вставное па-де-де из первого действия, которое никто раньше не играл.
А белорусский композитор Вячеслав Кузнецов талантливо «поколдовал» над тем, чтобы этот фрагмент не выбивался из общей канвы спектакля. Получилось органично.
А совсем недавно театр представил новый балет в постановке Игоря Колба «Иллюзии любви», где поднята вечная волнующая тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это история о восприятии отношений и о том, какими они могут быть.
Собралась замечательная постановочная команда, которая помогла автору воплотить иллюзии в реальность. А композитор Леонид Ширин связал воедино Шопена и Шостаковича, сделав музыку актуальной для нашего дня.
На премьеру приехала супруга Игоря Павловича из Санкт-Петербурга (там по-прежнему живет его семья) и из Пинска – десяток родственников. Такая поддержка оказалась очень значимой.
– Она важнее успеха и всех его составляющих – денег, званий и прочих «плюшек», – уверен Игорь Колб. – Для меня всегда первичен интерес: ни один проект или новое направление не создавалось ради денег. Финансовая составляющая – вторична. Были проекты, например, не очень оплачиваемые, но в них хотелось участвовать, и получалось здорово, а позже эта работа неожиданно приносила звания и успех.
Когда ты серьезно и честно относишься к тому, что делаешь, все награды приходят в свое время!
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.