О винтажной коллекции семьи Клим знают далеко за пределами страны
Коллекционирование можно назвать одним из самых распространенных хобби в мире. Одни собирают марки, другие – монеты, а у третьих огромное количество уникальных кукол или фигурок котов. Зачастую люди стараются выбрать такие предметы, которые легко хранить. Но только не Алексей Клим. Он создал самую большую в нашей стране коллекцию ретровелосипедов, в которой более 70 экспонатов из разных стран и эпох на ходу и почти столько же в стадии реставрации. Самый старый датируется 1934 годом, а новомодный – 2024-м. Наш герой рассказал, в чем идея его винтажного проекта и сколько тысяч километров намеревается преодолеть в этом году на двухместном тандеме.
Необычное увлечение в жизни Алексея Клима появилось более пяти лет назад. Началось все с покупки золотистого тандема – двухместного велосипеда, где оба седока вращают педали. Техника, которая заметно выделяется на фоне остальных раритетов, на ходу и сейчас.
– Нашел объявление о его продаже в интернете. Самодельный, в старинном стиле, он принадлежал фотографу, который организовывал на нем фотосессии. Модель показалась очень интересной, захотел такой себе, – вспоминает собеседник. – Велосипед был неисправен. Пришлось ремонтировать буквально на ходу. До дома было километров 25, но я благополучно на нем добрался.
Это приобретение и положило начало моему хобби.
Причем со временем коллекционированием ретровелосипедов заразились, в хорошем смысле этого слова, и остальные домочадцы Алексея: родители и сестра. Они самые первые и главные помощники в поисках необычных экземпляров и их ремонте, а также подготовке к участию в различных выставках.
Алексей Клим мечтает пополнить винтажную коллекцию двухколесным изобретением Гродненской фабрики – довоенным «Неманом» и редким гоночным велосипедом «ЦКТБ Тахион», который выпускал завод в Харькове.
История вождения у многих начинается примерно одинаково – с велосипеда. Нас учат крутить педали на маленьком трехколеснике, затем мы мчимся по деревне с ногой под рамой на стареньком дедовском велике. В школьном возрасте за хорошие отметки получаем на день рождения ту самую долгожданную «раскладушку»…Примерно так у Алексея Клима и началось увлечение этим видом транспорта.
– Велосипед – одно из средств передвижения, которое со времен изобретения почти не изменился. К примеру, если взять самолеты, то они из планеров превратились в скоростные воздушные суда. Повозка, получив мотор, стала автомобилем, а велосипед остался почти таким же, как и был, – с улыбкой говорит Алексей.
Кстати, больше, чем он, в нашей стране о двухколесных не знает никто. По крайней мере, о тех экземплярах, которые есть в его масштабной коллекции. Причем молодой человек их не просто собирает, а самостоятельно восстанавливает, разыскивая оригинальные детали по всему миру.
– Представляем свою коллекцию, которая называется «Ровары нашых продкаў», в том числе на фестивалях «Золотая миля», «Александрия собирает друзей» и на многих других популярных площадках.
Интерес у посетителей большой. Вместе с историей того или иного экспоната люди интересуются и тем, как пополняется коллекция, – отмечает Алексей и уточняет, что покупают технику за свой счет. – О коллекции семьи Клим в стране знают многие. Случается, что дарят велосипед в память о своих родных и близких. Так, одна женщина передала нам «двухколесник» своего мужа, которого к тому времени не стало. Мы распечатали фото мужчины и разместили на нашем баннере, чтобы память жила вечно.
«Проект «Ровары наших продкаў» получил такое название неспроста. В деревнях старожилы по сей день называют велосипеды «роварами». Наша семейная коллекция рассказывает о прошлом страны, разных поколений через, казалось бы, простое транспортное средство на двух-трех колесах».
Зачастую Алексей с родными ездят по деревням, общаются с местными, расклеивают объявления о поисках уникальных экспонатов и запчастей. В одну из таких поездок он познакомился с бывшим военным. Тот рассказал, что в гараже хранит пару интересных моделей, и пригласил в гости.
– Приезжаю, а там 14 велосипедов, из которых мне нужен всего один. Но хозяин техники стоял на своем: бери все или ничего. Пришлось скупить весь комплект. Затем едем в другой гараж, где, по его словам, есть еще пара-тройка великов… А их там было больше 50, – улыбается он. – Условие все то же: забирай оптом. Конечно же, я все увез, хоть во второй партии насмотрел для себя только пять моделей.
Сам Алексей свои ретровелосипеды продавать не спешит. Хоть и не раз посетители выставок обращались к нему с подобными предложениями.
– Суммы предлагают разные, но мы всегда отказываем, потому что понимаем, что второй такой вряд ли получится найти, – говорит он. – Некоторые были выпущены единично, другие – из ограниченной партии, в которой было всего 10 штук. Для нашей семьи редкий велосипед сродни биткоину, представляет большую ценность. Встретить их в реальной жизни, наверное, можно только раз.
Наш герой указывает на значительный рост количества велолюбителей в стране. Люди все чаще пользуются двухколесным транспортом, причем не ради получасовой прогулки, а как средством передвижения на работу или учебу. Живя примерно в 40-45 километрах от Минска, Алексей и сам не раз добирался до столицы, крутя педали.
В коллекции семьи Клим больше всего моделей Минского велозавода. Алексей и сам трудится на этом предприятии специалистом по новой технике, то есть участвует в испытании разработанных моделей. В будущем мечтает открыть на территории завода музей, посвященный ретровелосипедам.
– Ограничений в эпохе или стране у нас нет. В коллекции может оказаться любой экспонат, который имеет ретровид и свою историю. Многое знаю о моделях разных заводов-производителей: как они должны выглядеть, в чем их особенность, какие характеристики. Поэтому, когда вижу велосипед, даже издалека понимаю, нужен он мне или нет. Зацепить может все что угодно: непривычная форма руля, необычная расцветка, год выпуска… – поясняет Алексей Клим и уточняет, что реставрацию обычно проходит каждая модель: – Иногда попадается просто кусок ржавого металла, но я-то знаю, что это уникальная вещь. И если чистка и ремонт занимают порядка двух-трех дней, то комплектование всеми деталями может растянуться на года, ведь для начала их нужно где-то найти.
Экспозиция занимает почти все постройки на участке. На заднем дворе – горка из рам, колес, педалей и других составляющих «железного коня». Всему этому богатству Алексей умело находит применение. Есть в наличии велосипеды, не входящие в коллекцию. Это обычные модели, которые после ремонта продают, чтобы в дальнейшем на вырученные деньги продолжить охоту за редкими видами. К примеру, такими, как единственный в своем роде лигерад – лежачий велосипед на рычажном управлении с толкательным механизмом. Это экспериментальная гоночная модель, которую в начале 60-х выпускали на Минском велозаводе.
 – Настоящий раритет, причем купил я его более двух лет назад в худшем состоянии, чем сейчас. Прошел не один этап реконструкции, до идеала пока далеко, буду продолжать над ним работать, – поясняет Алексей. – На сегодня я бы оценил его стоимость не менее чем в 2 тысячи долларов.
Еще один приметный экземпляр – точная копия итальянского велосипеда конца 50-х. Конструкция необычная: рычаги управления рулем находятся сзади по бокам от ездока, а педали впереди. Находим и немецкий велотренажер, который выпускали в 70-е годы. Он достаточно простой и легкий, а при необходимости быстро собирается, не занимая много места. Заслуживает внимания польский велосипед «Метро», который был выпущен еще в 1934 году.
– Эта модель гораздо длиннее любого советского экземпляра. На нем широченные щетки, руль изогнутой формы. Купил этот раритет у старшего коллеги, который 40 лет проработал на велозаводе, – знакомит Алексей с одним из ценных предметов своей коллекции. – Сейчас на реставрации. Правда, мне уже предлагали за него 2 тысячи белорусских рублей, хотя он еще не в надлежащем состоянии.
Еще одна гордость коллекции семьи Клим – велосипед Минского мотовелозавода первой модели В-16 1949 года выпуска. Среди ныне существующих столичных образцов он является старейшим. По словам Алексея, модель более раннего производства в нашей стране он не встречал.
Конечно, есть у коллекционера мечта. Причем не одна. Так, хотелось бы пополнить фонд двухколесным изобретением Гродненской фабрики – довоенным «Неманом». Еще заполучить иностранный образец – редкий гоночный велосипед «ЦКТБ Тахион», который выпускал завод в Харькове.
– Ходят легенды, что харьковский велик в советское время стоил, как два «жигуля», – смеется Алексей Клим и делится планами на ближайшее будущее: – На горном тандеме хочу проехать вокруг Беларуси. Всего за месяц намотать 2200 километров, побывав в 36 городах страны. Думаю, в этом году удастся задумку реализовать.
После советской «Бабочки», на которой Алексей гонял с пяти лет, родители подарили ему на 16-летие дорогой велосипед зарубежного бренда. В те годы эта модель частенько мелькала в популярных фильмах. С тех пор прошло много времени, и велосипед долгое время хранился в сарае, пока коллекционер не решил поставить его на ход. Со временем он запросто сможет стать экспонатом музея.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023-2025 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.