Изящная и хрупкая Людмила Хитрова идеально создана для героини сказки. Поэтому в репертуаре примы-балерины немало нежных образов: Жизель, Золушка, Аврора и Джульетта. Бархатные движения, изящные позы, грациозные взмахи рук – поэтичный облик балерины невольно вызывает восторг публики. Однако за 15 лет работы в Большом, по словам заслуженной артистки Республики Беларусь Людмилы Хитровой, она стала универсальным солдатом и теперь ей подвластен широкий диапазон характеров. Когда прошел слух о том, что на сцене Марийского театра в рамках Нуриевского фестиваля она дебютировала в роли Анны Карениной, столичные театралы даже не сомневались в том, что именитая артистка блестяще станцевала и героиню Толстого, решительную, безрассудную, бросившую вызов высшему свету.
Что прячется за кулисами балетного мира
Четыре года назад, когда в Большом ставился спектакль, Людмилу Хитрову даже не рассматривали на роль Анны Карениной. Балетмейстер-постановщик Ольга Костель не видела в ней образ роковой, волевой и страстной женщины. Она считала, что на сцене лирическая балерина сможет удачно воплотить другую, более молодую героиню великого романа – Кити Щербацкую, наивную милашку, добрую, искреннюю и нежную.
– И я танцевала ее несколько раз в спектакле. Прошло время, мой репертуар обогатился серьезными главными ролями, и, наверно, доросла до партии Анны Карениной, – считает артистка.
– Однако когда начала над ней работать, одолевали сомнения. Не отпускали вопросы: как найти в себе нужные эмоции и передать зрителю? Как воплотить на сцене образ человека, созданного для великой любви и в результате из-за нее же и погибшего? Постоянно спрашивала себя, насколько убедительна в той или иной сцене, удается ли передать внутреннюю драматургию моей героини.
Дело все в том, что партия Анны Карениной требует не только технической вышколенности, но и актерского дарования, умения передавать страсть. Очень помогали педагоги Татьяна Шеметовец и Игорь Артамонов, партнеры, Екатерина Провалинская, балерина, актриса драматического театра и кино. Нужно было не только сделать какое-то па, движение красиво и грациозно, но еще и обрисовать их разными красками, наполнить смыслом.
– Мы разбирали с Катей каждый шаг, каждый взгляд, каждый поворот головы, а поэтому здесь нет пустых моментов и движений, – говорит солистка. – Я благодарна своему партнеру Константину Белохвостику за то, что сразу удалось найти контакт, а это для спектакля, сложного в техническом плане, насыщенного поддержками, прыжковыми комбинациями, очень важно. Я перечитывала роман, посмотрела много киноэкранизаций шедевра, в том числе с эталонной и непревзойденной Татьяной Самойловой.
Но для меня по типажу оказался ближе образ, созданный Софи Марсо, и я категорически не согласна с тем, что только русская актриса смогла передать трагедию героини. Ведь разговор в романе идет об общечеловеческих величинах – любви, семье, страсти, смысле жизни. Сегодня, если спросят, какой спектакль любимый, скажу, что это «Анна Каренина».
Балет – искусство невербального общения. Танцор своим телом, жестом может выразить любую эмоцию и действие. Екатерина Провалинская, мама Никиты, который играет Сережу Каренина, добавила интересный эффект в последующие спектакли.
– В сцене, когда Анна приходит с подарком к сыну, он просыпается и бежит ей навстречу, а тут вдруг неожиданно, увидев маму, ребенок кричит: «Мама!» – рассказывает прима. – В зале зрители платочками утирают слезы – кто-то украдкой, а кто-то – не скрывая своих эмоций. Такие моменты пробирают до глубины души. Извините, что и я сейчас плачу… Просто вспоминаю свои ощущения… Когда танцую этот спектакль, то, конечно, представляю своего сына… Но даже не хочу думать, что бы сделала, окажись на месте Карениной. Лев Николаевич рассказал нам очень сложную историю.
Для меня Анна – человек, который с головой уходит в свои чувства и эмоции. Она не задумывается о последствиях, живет здесь и сейчас. Великий писатель потрясающе отобразил душевные муки несчастной женщины, когда у нее не стало ни друзей, ни близких, ничего, кроме любви. Да и та закончилась трагической развязкой...
Век артиста балета короткий. Как говорил Марис Лиепа, «когда приходит опыт – уходит прыжок». Нужно успеть уловить тот самый момент, когда, по словам артистки, и опыта уже хватает, и тело еще позволяет танцевать на уровне. Поэтому для Людмилы Хитровой сейчас наступило поистине золотое время, когда силы остались и удается получать максимально возможное удовольствие от самой игры.
– Порой охватывает усталость, да и бытовые вопросы накапливаются. Но на сцене я забываю обо всем на свете, улетаю куда-то ввысь, и меня охватывает непередаваемое ощущение счастья, радости, благодарности и любви, – признается она. – Самые сложные спектакли – это, конечно, классические, где невозможно скрыться ни за эмоциями, ни за музыкой, ни за костюмами. Классика – показатель твоего мастерства и формы.

«
Какой бы сложной ни была «Анна Каренина», зритель не заметит, если где-то чуть не дотянута стопа или нога расположена немного ниже положенного. В этой истории можно спрятаться за эмоциями игрой корпуса, тела. А в «Лебедином озере», «Спящей красавице», если ты не в форме, сразу будет заметно.

»
Родители Людмилы после переезда из Караганды обосновались в старинном, осененном красотой волжских берегов Нижнем Новгороде. Кстати, именно в этом городе прошло детство Максима Богдановича. Юная балерина даже не догадывалась, что через два десятилетия судьба забросит ее на родину белорусского классика и каждый день она будет проходить мимо бронзового Максима Адамовича, стоящего с васильками в руках перед Большим театром.
… В 10 лет мама отвела Люду в театральное училище на хореографическое отделение. Она не ставила цель сделать из дочери балерину, а всего лишь хотела, чтобы ребенок имел красивую осанку, хорошо себя ощущал в пространстве, был стройным и подтянутым. Но в итоге мама невольно, по наитию, направила будущую прима-балерину в нужное русло. Артистка вспоминает свои первые шаги в балете, когда после колоссальных нагрузок она приходила домой из училища и, даже не поужинав, камнем падала на диван. А папа старательно каждый день (!) делал массаж, разрабатывал подъемы.
Часто вспоминаю эти моменты из прошлого, и сегодня они кажутся особенно трогательными и сентиментальными. Не побоюсь сказать, что я счастливый человек, потому что очень люблю дело, которым занимаюсь. Хожу не на работу – я хожу танцевать. И, конечно, огромная благодарность родителям, которые поддерживали в трудные минуты и помогли определиться в жизни.
В Большой Людмила Хитрова попала случайно. Начинала свою карьеру в Красноярском театре оперы и балета. Причем в свои 19 уже работала на ставке солиста. Приехала в Минск «за компанию», со своим молодым человеком, к тому времени уже известным танцором Александром Бутримовичем, которого пригласил лично Валентин Николаевич Елизарьев. Юную балерину посмотрели, оценили и взяли в кордебалет на испытательный срок, как здесь и принято. То есть по сути пришлось начинать карьеру с нуля.
– Не жалею ни о чем. Я очень полюбила Минск. Теперь это родное место, где мне очень комфортно, – признается ведущий мастер белорусской сцены. – Здесь я состоялась как настоящая артистка, выросла, совершенствовалась от спектакля к спектаклю, наполнилась творческой энергией, и это фантастически прекрасно.
Иногда человека все время куда-то тянет, но хорошо, как известно, там, где нас нет. А у меня нет желания отсюда куда-либо уехать. С удовольствием летом во время отпуска приезжаю в Нижний Новгород к своим родным, но с большой радостью возвращаюсь потом назад, в свой дом. Чистый и спокойный город, родной театр, утопающие в цветах парки и скверы, красивые лица вокруг – все здесь радует глаз. И каждый день ты открываешь для себя что-то новое и неожиданное.
Балет требует особой физической и моральной выносливости.
Это адский труд даже для представителей сильного пола.
– Партнерам памятник надо поставить. Очень сочувствую нашим мужчинам потому, что не представляю, как они нас поднимают, – заявляет балерина. – Хотя ребята говорят: «Как удобно, Люда! Ты такая легкая». Но я же отдаю отчет в том, что эта легкость – не 10 и даже не 20 килограммов… Мне жалко их спины, а потому всегда хочется помочь – стараешься сильнее толкнуться. А они спрашивают: «Почему ты все делаешь за нас? Дай мы тебя спокойно поднимем». Я восхищаюсь ими, понимаю, какая неимоверная нагрузка на них ложится. Мало того, что нужно поднимать балерину, крутить аккуратно, обращаясь как с хрустальной вазой, но и еще после этого самому прыгать, выполнять сложнейшие элементы.

«
Каждый артист балета имеет свою «фишку». Одному природа подарила высокий прыжок, другому – хороший шаг и выворотность. Людмила признается, что ей особенно легко дается вращение. И прокрутить 32 оборота вокруг своей оси – проще простого.

»
– Если предложат прыгать или крутиться, выберу последнее. Здесь я как рыба в воде. Для меня сложнее выполнить прыжковый элемент или очень красиво поднять ногу в арабеск, чем крутить фуэте. А для кого-то наоборот… В любом случае, чтобы прекрасно, мастерски исполнить танец, надо приложить упорство и титанический труд. По большому счету, не шаг или прыжок все решают, – уверена она. – Иногда артист от природы наделен идеальными данными, и танцует он хорошо, и придраться не к чему. А смотришь – чего-то не хватает. Обаяние и харизма – вот, пожалуй, важнейшие составляющие нашей профессии.

«
Солисты – фанатики своего дела. В определенный момент они начинают чувствовать, что работа становится для них сродни наркотику. Неслучайно артист, даже с температурой, говорит, что стоит ему выйти на сцену – и сразу становится легче. Пока молодой, амбициозный, хочется, по словам примы, рвать под собой линолеум, что-то самому себе доказывать. Никто и не задумывается, что подобная бесшабашность рано или поздно отражается на здоровье.

»
Полтора года назад Людмила Хитрова должна была танцевать премьеру балета «Конек-Горбунок». Спектакль «сдали», а на следующий день была премьера. Проснулась утром с температурой под сорок. Задумалась, сможет ли в таком состоянии станцевать два акта спектакля. В период пандемии социальная ответственность и здравый смысл не позволили ей сделать глупейшую ошибку. Позвонила главному балетмейстеру Большого театра Юрию Антоновичу Трояну и со слезами на глазах сообщила о своей беде. Оказалось, у нее было воспаление легких плюс коронавирус. Так что не зря на этот раз проявила осмотрительность!
Даже летний отпуск выбивает танцора балета из колеи. Тело привыкает к каждодневной усиленной тренировке. Благодаря растянутым мышцам достигается легкость движений и способность решить любую драматическую задачу. А тут внезапно остановка. Затем – снова отладка своего тела, как сверхточного станка. Когда же речь заходит о декретном отпуске, когда выключен из творческого процесса на длительный срок, риск выпасть из обоймы повышается в разы. Поэтому некоторые прославленные балерины так и не решились бросить сцену и родить ребенка.
– Конечно, разные мысли роились в голове. И страхи одолевали. Но на тот момент мне уже было 29 лет. Понимала, что затягивать с рождением ребенка нельзя, – признается звезда белорусского балета. – Да и уже очень хотелось стать молодой мамочкой. Мне кажется, что все свершилось в нужное время. Благодаря поддержке родителей я смогла быстро вернуться в профессию и не потерять ее. Даньке сейчас пять лет. Практически целый год с ним находилась моя мама, а сейчас на смену из Нижнего приехал папа. И я безумно благодарна родителям за такую помощь.
– Какая няня сможет подстроиться под мой скользящий график? Расписание артисты знают только на два дня вперед, да и то в нем возможны изменения и вместо трех часов могу прийти домой в десять вечера. Конечно, сейчас я максимально «разрываюсь». В театре стараюсь на 150 процентов выложиться даже на репетиции. А потом спешу к ребенку, чтобы успеть до сна с ним поиграть в прятки, догонялки, почитать книжку.
Молодая мама старается не упустить счастливые минуты детства своего сынишки, и для нее важно видеть, как Данька развивается, растет и меняется. На взгляд солистки Большого, мнение о том, что профессия балерины требует полного отречения от всех мирских забот во имя служения искусству, не более чем миф. И можно вспомнить не один десяток примеров, когда прославленные примы не только возвращаются на сцену после рождения ребенка, но и работают с еще большим блеском и отдачей, чем раньше. Возможно, именно материнство добавляет в роли новые краски и ощущения.
–Танец – это способ освободиться от обыденности, он делает меня счастливой, наполняет радостью и энергией. Хочется верить, что тысяча двести человек, которые сидят в зале, на эти два-три часа, как и я, забывают о повседневной рутине и бытовых проблемах, – говорит Людмила Хитрова. – Безусловно, на нас, артистов балета, ложится не только большая физическая, но и психологическая, эмоциональная нагрузка. И когда публика возвращает эти эмоции, когда после спектакля тебе искренне аплодируют, то кажется, будто открывается второе дыхание.
Если зритель, выходя из театра, испытывает тот самый очищающий катарсис, значит, мы справились со своей задачей.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.