Анастасия Гуренкова обладает довольно редкой способностью – абсолютным слухом. Она виртуозно играет на фортепиано, пишет музыку. В свои 18 лет уже дважды становилась стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, много раз побеждала на музыкальных конкурсах. По признанию Анастасии, музыка – это ее средство общения с миром, который она от рождения не видит. История этой талантливой девушки – доказательство того, как, даже имея физическую особенность, можно успешно развиваться, достигать высоких результатов и быть счастливым человеком.
Как, не видя ни одной ноты, можно стать виртуозным пианистом
Анастасия Гуренкова не видит с детства, различает лишь некоторые тени, свет. Но никогда не считала это трагедией.
– Понимать до конца, что я незрячая, начала только в первом классе. Это было для меня не тяжело. Были очень сильные мечты о том, чтобы вернуть зрение, но сейчас их нет – настолько я к этому привыкла. Я даже благодарна Богу за то, что родилась такой, – признается наша героиня. Она уже нашла свой путь, силу и счастлива в этом.
Вопреки серьезным проблемам со зрением, Анастасия живет самостоятельной жизнью: готовит еду, ходит в магазин и без труда добирается на занятия в колледж. В незнакомых местах спокойно обращается за помощью к людям, но чаще справляется сама. Свободное время посвящает творчеству, чтению.

– Жизнь очень люблю, но я не такой уж оптимист-оптимист. Стараюсь мыслить трезво, иногда даже слишком самокритично, – отмечает Анастасия.
Силу не сдаваться ей дает вера. Музыка – одно из средств ее общения с Богом. Недавно Анастасия закончила читать Библию.
– Для меня, как для музыканта, очень важна связь с Богом, потому что музыка – это, прежде всего, его прославление. Музыка для этого изначально и создавалась, – рассказывает девушка. 
Она уже выступала в костелах, и особенно ей дорог храм в Ивье – городе ее рождения, где ее крестили родители. Там ее знают, приглашают сыграть.
Сочинять музыку Анастасия Гуренкова стала, когда училась еще в начальной школе, лет в восемь. За все годы накопилось около пятидесяти произведений. Чаще всего ее музыка рождалась из вдохновения другой.
Свое первое прикосновение к настоящему инструменту Анастасия Гуренкова помнит ярко. Девочке было всего четыре года, когда тифлопедагог привела ее в музыкальный зал в детском саду и разрешила потрогать клавиши фортепиано.
– Тогда у меня возник дичайший восторг от того, как пианино звучит, какое оно на ощупь. Еще я тогда поняла, что могу сама эти божественные звуки извлекать. С той минуты фортепиано заняло все мои мысли, сны. Я стала просто бредить настоящим инструментом, – вспоминает наша героиня.
Вначале у Анастасии появился синтезатор, а затем уже и настоящее фортепиано.
Заниматься музыкой всерьез она стала в семь лет. В Гродненской школе-интернате для детей с нарушением зрения каждый ученик изучал сольфеджио, пел в хоре, играл на инструменте. Педагоги сразу заметили талант у Насти к музыке и пригласили преподавателя из музыкальной школы прослушать девочку. По рекомендации ее наша героиня и поступила в музыкальную школу.
Специалисты выяснили, что у Анастасии абсолютный слух. А ведь в ее семье музыкантов не было. Малышкой она без труда наигрывала простые мелодии, не зная нот. Музыкальную грамоту ей было легко постигать, ноты учила по системе Брайля.
– Все под руками – клавиатура, как на ладони. Не думаю, где находится та или иная нота. Я знаю это. Дальше это уже комбинации слуха и тактильных ощущений. С педагогом мы отрабатываем чисто музыкантские и технические тонкости, – делится с нами особенностями обучения Анастасия.
Сегодня она студентка 4-го курса Гродненского государственного музыкального колледжа. Обучается по специальности «инструментальное исполнительство фортепиано». Поступила в колледж без всяких проблем. Учиться ей очень нравится. До Анастасии здесь уже обучался незрячий молодой человек по классу баяна, поэтому у педагогов есть опыт работы с людьми, имеющими такую особенность.
Преподаватели отмечают талант Анастасии Гуренковой: как специалист она развивается на уровне людей без физических особенностей. И в конкурсах принимает участие не в отдельной категории, а даже с молодыми людьми постарше, студентами вузов.
– Мои педагоги Наталья Александровна Латышева и Ольга Александровна Ягодницкая – замечательные специалисты, – с благодарностью говорит Анастасия.
Себя наша героиня называет среднестатистической учащейся. Хотя по профильным предметам – музыкальной литературе, сольфеджио – у нее самые высокие отметки.
– У меня абсолютный слух и гармонический хорошо развит. Все правила, которые нам объясняют, понимаю с ходу, задачи решаю элементарно, – объясняет 10-ки по профильным предметам в зачетке Анастасия Гуренкова. И отмечает: о том, насколько человек музыкально одарен, можно судить по наличию у него разных видов слуха: абсолютного, гармонического, мелодического, полифонического, тембрового. Самые важные – относительный и абсолютный. Музыканты годами работают над его развитием. Анастасия же получила его от рождения. Есть результаты исследований, что слепые люди зачастую обладают этим редким даром.

«
Помимо отличного слуха, у нашей героини еще и великолепная память. Все партитуры она изучает только на слух и всегда играет по памяти.

»
Слух, память, осязание – все должно быть развито у музыканта. У нас очень важен контакт подушечки пальца с клавишей. Зрячие могут подсмотреть на клавиатуру, а она лишена этой возможности. Зато ее пальцы научились запоминать мелодии, а педагоги помогли отточить бесчисленные музыкальные тонкости.
За инструментом она проводит по четыре-пять часов в день. В колледже, между занятиями, дома – в любое свободное время.
Ближе всего Анастасии классическая музыка. Та, которая несет в себе культуру, мудрость, свет. В числе любимчиков, которых она чаще всего играет, – Григ,Чайковский, Брамс.
– Это совершенно разные личности, разная по характеру музыка, но я даже, честно, не могу сказать, за что они мне нравятся, – признается наша героиня и отмечает, что отдыхать она любит в том числе и слушая музыку из советских кинофильмов, которые смотрела с детства много раз.
В своем статусе в соцсетях девушка написала: «Музыка – моя отрава и мое лекарство, мой страх и моя защита, мои страдания и мое счастье».
Сочинять музыку Анастасия стала, когда училась еще в начальной школе, лет в восемь. Тогда педагог и предложила записать ее импровизации. Сегодня это делает сама, в том числе с помощью специальной программы на компьютере.
За все годы накопилось около пятидесяти произведений. Чаще всего ее музыка рождалась из вдохновения другой.
– В детстве я была страстной фанаткой сказки «Приключения Буратино». Мультики и фильм по нему смотрела много раз, кучу цитат из них на диктофон записывала. Какую-то сценку могла процитировать совершенно спокойно, даже что-то из этого помню до сих пор. Педагог объясняла мне, что такое сюита, по какому принципу она сочиняется и дала задание ее сочинить. Так я и написала сюиту по мотивам повести Алексея Толстого, – вспоминает наша героиня.

«
Но творчество Анастасии не ограничивается музыкой. Девушка пробует себя и в литературе: пишет рассказы, сказки, задумывает повесть «Заколдованный чародей» о волшебнике.

»
Большинство героев ее произведений – люди искусства, с нелегкой судьбой – музыканты, актеры.
– По моим наблюдениям, творческие личности – они по умолчанию страдальцы. Они для этого пришли в этот мир, – говорит девушка и высказывает сожаление, что литературы, какой бы она хотела читать по Брайлю, немного.
Наша героиня признается, что детстве, во время учебы в музыкальной школе она до конца не понимала, для чего это делает.
– Лет с 15 начала осознавать, что без музыки просто не проживу. – Она – мое все. Это мое средство общения, – отмечает девушка. 
Анастасия Гуренкова – дважды стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь, лауреат Международного конкурса «Бартоломео Кристофори» в Санкт-Петербурге, заняла первые ступени на конкурсах имени Л.А. Матуковской и имени Святослава Рихтера в Бресте.
– Главное – не награда, а возможность поучаствовать, поиграть и послушать, как играют другие, — говорит Анастасия.
Сегодня она выступает на всех мероприятиях колледжа, нередко – и на городских. В детстве совершенно не волновалась перед выходом на сцену. Теперь же,18-летняя, сильно переживает перед каждым выступлением. 
– В 12 лет я такая самоуверенная была. А сегодня волнуюсь, потому что чувствую ответственность. В детстве для меня важно было показать себя, как я умею играть. Сейчас важно – преподнести художественный замысел композитора.
Мои преподаватели рассказывали про одного пианиста, который говорил: если после выступления отмечают игру – это плохо, а самое лучшее, что может услышать артист: «Боже! Какая это прекрасная музыка!». Акцент не на техническом мастерстве исполнителя, а на воздействии музыки. Это комплимент самой сути музыки, а не ловким пальцам – проводникам искусства. Сейчас для меня важнее влюбить человека в музыку, чем в себя.Хочу, чтобы, слушая мою музыку, люди чувствовали себя счастливее, – делится сокровенным наша героиня.
После окончания колледжа Анастасия хотела бы поступить в Российскую государственную специализированную академию искусств на музыкальную кафедру по фортепиано. Кем она видит себя в будущем? Вариантов много – педагогом, концертмейстером или солистом ансамбля.
В своем статусе в соцсетях девушка написала: «Музыка – моя отрава и мое лекарство, мой страх и моя защита, мои страдания и мое счастье».
И в этих словах – вся Анастасия Гуренкова: сильная, искренняя, способная дарить миру свой свет через музыку.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023-2025 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.