Для начала ученик 6 «Г» класса столичной гимназии №43 попробует поступить в суворовское училище: считает, чем раньше начнет осваивать военное искусство, тем более подготовленным защитником Родины станет. К этому поприщу Михаил готовится серьезно – вдохновленный военной историей XIX века, изучает униформу разных полков, подробности знаменитых битв, а также осваивает приемы фехтования в клубе военно-исторической реконструкции.
Юный романтик Миша Гончар мастерит сабли, шьет мундиры для кукольных солдат и офицеров и готовится стать военным
Эпоха великих сражений
Кто из парней в детстве не мечтал о ратных подвигах и не восхищался героями войны, лихими боевыми офицерами, скромными мужественными солдатами! И хотя бы мысленно не примерял на себя эффектную военную форму – гусарский доломан или колет кирасира.
Правда, сегодня не многие мальчишки могут сказать (если не загуглят), как выглядит и чем отличается один из этих мундиров от другого. Юный минчанин Миша Гончар может долго и увлеченно рассказывать о форменных отличиях и даже продемонстрировать миниатюрную униформу разных полков, которую сделал своими руками.
– Сначала рассматриваю рисунки в энциклопедии, потом конструирую выкройку – ее достаточно один раз сделать, а дальше уже по ней можно и другие мундиры кроить. Шью сам. Мама помогает, если что-то не очень получается, – рассказывает Миша и показывает готовую униформу: Вот это мундир московского полка, но такой тип был не только у них, а во многих полках русской армии. Еще я сделал мундир офицера генерального штаба, мундиры пехотинца, кирасира и гусара и хочу пошить форму кубанского казака.
Особый восторг у Михаила вызывает великолепный XIX век. Достижения этой эпохи в литературе, искусстве, в том числе и военном, притягивают внимание многих увлеченных людей. Гимназисту этот период интересен прежде всего военной доблестью. Волнуют юношеское воображение и славные подвиги героев, и эффектная форма – яркие мундиры, эполеты, кивера:
– Тогда было много войн, и военная форма того времени очень красивая. И история интересная – время благородных офицеров, которые борются за освобождение своей Родины от врага, – поясняет Миша.

Парень любит смотреть документальные фильмы, много читает исторической литературы об освободительных войнах и великих полководцах той эпохи.
Рассуждая о русских императорах, отмечает, что многие из них достойны восхищения:

– Например, Александр I победил Наполеона, спас свою родину и всю Европу от наполеоновских завоевателей. Александр II – освободил крестьян, отменил крепостное право.

С волнением, так, как если бы это было не 200 лет назад, а только вчера случилось, подросток говорит о судьбе русских декабристов:

– Это были дворяне, образованные и очень благородные, они боролись за права и свободу простых людей. И готовы были за свои идеалы отдать жизнь, пойти на каторгу…

Миша хорошо помнит имена и фамилии казненных декабристов: Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Петр Каховский. Многое узнал об их судьбе, прочитав книгу Петра Головачева «Декабристы. 86 портретов», а также посмотрев фильм «Союз спасения».

И несмотря на то, что они выступали против императорской власти, личность Николая I тоже привлекательна для юного любителя истории.
В самом деле: как бы к императору ни относились его современники, нельзя не отдать должное его мужеству и решительности. Не зная, как поведут себя военные и на чью сторону встанут, Николай I не побоялся выехать на площадь верхом на коне и готов был погибнуть, защищая свою семью...
Погрузившись в эпоху XIX века, Миша захотел побывать в городе на Неве и в летней резиденции российских императоров, о которой узнал из документального фильма «Романовы».
В прошлом году мечта осуществилась: отправились с мамой в путешествие в Санкт-Петербург, посетили и Царское Село, окунулись в атмосферу того времени. Узнал много нового для себя, говорит Миша. После этой поездки у него появилась еще одна идея – посетить места ссылки декабристов, чтобы увидеть и лучше понять, как они жили в Сибири, чем пожертвовали ради высокой идеи.
Сейчас Татьяна Михайловна шьет для сына лейбик – это короткая куртка из сукна с железными пуговицами, такие носили в XIX веке. С трудом нашли подходящего темно-синего цвета 100%-ю шерстяную ткань, заказали пуговицы. Миша с нетерпением ждет, когда можно будет примерить обновку. Сам такую сложную вещь он, конечно, не пошьет.
Да и в принципе, говорит, шитье для него – очень сложное занятие. Признается, взяться за иголку его подвигло лишь то, что форма получается как настоящая, только в миниатюре.
Хотя уточняет: в основном все детали одежды он шьет сам, а потом уже мама помогает, что-то подправляет. И все же ему больше интересен результат, а не сам процесс.
Рассуждая об интересах подростка и о том, как их связать с выбором профессии, говорим о том, что можно стать, например, дизайнером военной одежды, историком военной моды или военным историком. Миша отрицательно машет головой: только военным. Этот вопрос для 11-летнего парня уже решенный и обсуждению не подлежит. Родители, похоже, тоже смирились: парень бредит службой.
Мальчик уже два или три раза побывал с родителями в Минском суворовском училище, когда там проходили дни открытых дверей. Все в этом учебном заведении притягательно и интересно для него, и Миша очень надеется, что станет курсантом. А если не поступит в суворовское, будет пробовать в лицей МВД.
Этот вариант с родителями уже обсудили. Выбор сына они уважают. И считают, что вряд ли он случаен. Как и не случаен выбор имени для сына, родившегося 3 октября, когда Православная церковь вспоминает св. князя Михаила Черниговского, мужественного воина.
Родители активно поддерживают сына в его увлечениях. И, в принципе, подчеркивает мама Татьяна Михайловна, воспитывая детей (в семье есть еще старший сын Иван, он учится в колледже), стремились к тому, чтобы они выросли всесторонне развитыми личностями: прививали им любовь к книге, знаниям, творчеству. Планировали выходные так, чтобы дети не сидели на диване с пультом или гаджетами в руках, а посещали интересные мероприятия, выставки, театры, мастер-классы.
На вопрос, кто привил интерес ребенку к военной истории, мама, не задумываясь, отвечает:

– Папа, конечно! Он сам в юности мечтал быть военным.

Но отец считает, что его роль в этом деле очень скромная:

– Миша сам увлекся. И старший наш сын хотел поначалу быть военным, но потом поступил в колледж связи. На военную кафедру хотел, не подошел по возрасту: в школу отдали рано, еще шести лет не было.
Оба они интересовались оружием, военной техникой. Миша с раннего детства увлеченно рассматривал энциклопедии, позже стал более серьезные книги читать, фильмы смотреть документальные. С телефоном в руках его особо не увидишь. Если и смотрит, то что-то тематическое из того, что еще не нашел в специальной литературе. Постоянно занят делом, мастерит, шьет, сабли делает, в принципе – рукастый, не отлынивает от работы. Я на дачу собираюсь в выходные, он: «Ты куда?» – «В ссылку», – говорю в шутку. – «Я с тобой!».
На даче отец и сын вместе работают, а также мастерят что-нибудь для Мишиной коллекции. Навыки папы, инженера-механика, как нельзя кстати, особенно если нужно что-то сложное сделать. Но и сын может дать фору папе в некоторых вопросах:
– Миша более подкован, чем многие взрослые. Иногда задает такие вопросы, на которые уже непросто ответить: надо садиться за литературу и пополнять знания!
Адам Иванович подчеркивает, что хотя ему не удалось стать военнослужащим, но он никогда не навязывал сыновьям свою нереализованную мечту:
– Наоборот, всегда говорю, что военная служба – очень нелегкий и ответственный труд!
Мама Татьяна Михайловна – детский врач-физиотерапевт.
В свободное время любит мастерить своими руками, убеждена, что каждый день надо что-то делать для души:
– У меня много увлечений: считаю себя творческим человеком. В молодости много шила, вышивала. Был период, когда рисовала картины для себя и близким, друзьям дарила. Потом решила делать что-то более прикладное и полезное – стала шить сумки и шоперы.

Татьяна Михайловна показывает свою коллекцию – несколько кожаных сумок, рюкзачок из льняной ткани, шопер, расписанный вручную специальными красками по ткани. Кусочки кожи использует и юный дизайнер для шитья миниатюрной военной одежды для своей «гвардии».
Будущий защитник Отечества шьет миниатюрные военные мундиры и собирает коллекцию головных уборов. Первой в ней стала милицейская фуражка, потом ее пополнили и военные – современные и советского периода. Есть и солдатские пилотки:

– Такие носили пехотинцы в период Великой Отечественной войны и в советское мирное время. Их форма не изменилась и сейчас, – уточняет мальчишка. – Коллекция небольшая, что-то мне подарили, что-то приобрели на рынке.

Михаил продолжает изучать историю наполеоновских войн. Уже хорошо осознает: чем больше открываешь для себя, тем более интересным и захватывающим становится прошлое.
А для того чтобы, как говорит собеседник, «лучше влиться в тему XIX века», ощутить его атмосферу и приобрести навыки владения оружием, посещает клуб военно-исторической реконструкции «Секерж» Центра технического и художественного творчества детей и молодежи Фрунзенского района «Зорка».
Учится фехтовать саблями: прокрут наружный и обратный, прокрут внутренний, контрудар... Миша в клубе самый младший. Переживает, что пока еще плохо получается движение саблей, которое называется «черт». Легкая кавалерийская сабля весом почти килограмм, помахать такой минут 15-20 не так уж и просто. Но он продолжает тренироваться и отмечает, что казаки своих сыновей с раннего детства обучали владению саблей. И офицеры обучали солдат владеть оружием и вели за собой в бою.
– В мирное время они готовились к войне. Хороший офицер должен думать не только о себе, но прежде всего о своих подчиненных, – отмечает юный философ. И добавляет, что не только военные действия занимали все мысли офицеров: были также балы, тайные общества, красивые девушки. Но все это, конечно, в мирное время:
– А в принципе военный человек себе не принадлежит – его жизнь отдана Отечеству. Так воспитывали мальчиков в XIX веке, – говорит Миша. – И преодолевать страх перед противником нужно учиться с детства!

Тогда и взрослому воину не страшно, уверят мальчик, отдать свою жизнь за Родину, за своих родных. И эти романтические идеалы ему по душе.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.