– Сначала рассматриваю рисунки в энциклопедии, потом конструирую выкройку – ее достаточно один раз сделать, а дальше уже по ней можно и другие мундиры кроить. Шью сам. Мама помогает, если что-то не очень получается, – рассказывает Миша и показывает готовую униформу: Вот это мундир московского полка, но такой тип был не только у них, а во многих полках русской армии. Еще я сделал мундир офицера генерального штаба, мундиры пехотинца, кирасира и гусара и хочу пошить форму кубанского казака. |
Особый восторг у Михаила вызывает великолепный XIX век. Достижения этой эпохи в литературе, искусстве, в том числе и военном, притягивают внимание многих увлеченных людей. Гимназисту этот период интересен прежде всего военной доблестью. Волнуют юношеское воображение и славные подвиги героев, и эффектная форма – яркие мундиры, эполеты, кивера: |
– Тогда было много войн, и военная форма того времени очень красивая. И история интересная – время благородных офицеров, которые борются за освобождение своей Родины от врага, – поясняет Миша. Парень любит смотреть документальные фильмы, много читает исторической литературы об освободительных войнах и великих полководцах той эпохи. |
На вопрос, кто привил интерес ребенку к военной истории, мама, не задумываясь, отвечает: – Папа, конечно! Он сам в юности мечтал быть военным. Но отец считает, что его роль в этом деле очень скромная: – Миша сам увлекся. И старший наш сын хотел поначалу быть военным, но потом поступил в колледж связи. На военную кафедру хотел, не подошел по возрасту: в школу отдали рано, еще шести лет не было. |
Оба они интересовались оружием, военной техникой. Миша с раннего детства увлеченно рассматривал энциклопедии, позже стал более серьезные книги читать, фильмы смотреть документальные. С телефоном в руках его особо не увидишь. Если и смотрит, то что-то тематическое из того, что еще не нашел в специальной литературе. Постоянно занят делом, мастерит, шьет, сабли делает, в принципе – рукастый, не отлынивает от работы. Я на дачу собираюсь в выходные, он: «Ты куда?» – «В ссылку», – говорю в шутку. – «Я с тобой!». |
Учится фехтовать саблями: прокрут наружный и обратный, прокрут внутренний, контрудар... Миша в клубе самый младший. Переживает, что пока еще плохо получается движение саблей, которое называется «черт». Легкая кавалерийская сабля весом почти килограмм, помахать такой минут 15-20 не так уж и просто. Но он продолжает тренироваться и отмечает, что казаки своих сыновей с раннего детства обучали владению саблей. И офицеры обучали солдат владеть оружием и вели за собой в бою. |
– В мирное время они готовились к войне. Хороший офицер должен думать не только о себе, но прежде всего о своих подчиненных, – отмечает юный философ. И добавляет, что не только военные действия занимали все мысли офицеров: были также балы, тайные общества, красивые девушки. Но все это, конечно, в мирное время: – А в принципе военный человек себе не принадлежит – его жизнь отдана Отечеству. Так воспитывали мальчиков в XIX веке, – говорит Миша. – И преодолевать страх перед противником нужно учиться с детства! Тогда и взрослому воину не страшно, уверят мальчик, отдать свою жизнь за Родину, за своих родных. И эти романтические идеалы ему по душе. |