Лет 15 назад директору Рассветовской средней школы Сергею Дубману и его коллегам пришла в голову идея: а что если создать в учреждении бизнес-компанию? Посоветовавшись с учениками, решили рискнуть. Сначала продавали рассаду и яблоки, позже стали вязать веники и делать беседки. Деньги вкладывали в развитие IT-среды. Скоро перспективных школьников заметили резиденты ПВТ, помогли с техникой. Так в глубинке на окраине Минской области начался цифровой рассвет. Сегодня эта школа – одна из самых продвинутых в стране: в первом классе дети программируют роботов, а к шестому уже разрабатывают технику для сельского хозяйства и оборонной промышленности.
Директор сельской школы и его ученики создают роботов и готовятся помогать ученым в колонизации Луны
Школа в поселке Рассвет Клецкого района появилась в 1965-м. Типовое двухэтажное здание мало чем отличалось от сотен других, построенных в те годы в разных уголках страны. В середине 90-х сюда пришел работать молодой завуч Сергей Дубман. Спустя 15 лет ему предложили должность директора.
Недолго думая, согласился: коллектив родной, к тому же каждого ученика знал с самого детства, да и идеи, как можно изменить подходы в образовательном и воспитательном процессах, имелись.

В первую очередь новый руководитель стал думать, как улучшить техническое оснащение учреждения. С педагогами пришли к выводу, что деньги для этого должны – а главное – могут заработать сами.
– В любой школе на первом месте стоит воспитание, уже затем – обучение. Мы воспитываем своих ребят через труд. На пришкольном участке в два гектара они с первого класса обрабатывают землю, занимаются рассадой в теплицах. Капуста, морковь, свекла, картошка – все идет для школьной столовой. Есть большой яблоневый сад, в урожайный год собираем по 10 – 15 тонн. Излишки овощей и фруктов решили продавать местным жителям. Так появилась бизнес-компания «Меркурий», – вспоминает директор.

Спрос был, и рассветовцы расширили дело: вязали веники для местных колхозов, взялись за изготовление декоративных беседок и скамеек. Стали появляться небольшие деньги, которые Сергей Леонидович вкладывал в техническое оснащение. Призы тоже пускали в оборот: к примеру, полученный за победу в республиканском конкурсе фотоаппарат натолкнул на мысль открыть при школе видеокружок. Так ребята стали делать ролики на заказ. За документальный фильм о Клецке получили небольшой денежный презент, который опять же вложили в покупку техники.
– Шли годы, появлялись новые технологии, в первую очередь цифровые. Мы понимали, что без этого сегодня даже в сельской школе никуда. Снова встала задача найти средства для переоснащения. Лет пять назад своими силами создали и обустроили небольшой STEM-класс, решили вводить новую дисциплину – робототехнику. Знали, что детей это направление заинтересует, хотя как все будет происходить, кто возьмется обучать детвору, до конца не понимали, – улыбаясь, признается Сергей Леонидович.

«
Но трудностей рассветовцы не боятся. Поэтому пока директор искал спонсоров, которые согласятся помочь с оборудованием, молодые специалисты Наталья Эрешова и Владислав Бабич в свободное время стали изучать scratch. Да так втянулись, что выиграли республиканский конкурс, посвященный этому языку программирования!

»
С открытием второго STEM-класса помог, как это часто бывает, счастливый случай. И смелый второклассник Леня Фурман.

– Пришел как-то ко мне в кабинет и попросил купить робота. Я честно признался: денег нет, все, что заработали, ушло на STEM-класс. И предложил ему написать письмо резидентам ПВТ. Глядишь, кто-нибудь из них и откликнется, – вспоминает Сергей Дубман.
Леонид с приятелями совет директора восприняли более чем серьезно – и уже через пару-тройку дней из поселка Рассвет в десятки IT-компаний полетели письма с просьбой подарить местной школе роботов для программирования. Айтишники откликнулись – а вместе с ответными письмами на адрес школы стали приходить LEGO-наборы, о которых мечтали сельские дети. Помогли программисты и с закупкой техники. Так за четыре года небольшой STEM-класс превратился в настоящий IT-город.
Сегодня Рассветовской школе по технической оснащенности может позавидовать любая столичная: десятки наборов робототехнических конструкторов различных модификаций, новейшие компьютеры, планшеты, которые ребята используют практически на каждом уроке. Во всех классах учительское место обеспечено ноутбуком, установлены телевизоры, интерактивные доски. Неудивительно, что педагоги приезжают сюда на работу даже из райцентра. Владислав Бабич – один из них. Хотя когда пять лет назад выпускнику БГУ предложили место учителя истории в Рассвете, поначалу растерялся.
– Я сам из небольшого городка в Брестской области, но в сельской школе никогда не работал и не знал, что это такое, чего ждать. Когда приехал сюда, пообщался с директором, был приятно удивлен. Уже на то время школа считалась одной из самых передовых в районе, да и в области была на слуху. Педагоги практиковали перевернутые уроки, снимали видео для YouTube, – вспоминает учитель.
Когда историк узнал о возможности поработать в STEM-классе, вызвался добровольцем и стал осваивать нужный язык программирования.

– Мы с братом с детства увлекались компьютерами. Когда выросли, он выбрал IT, а я – историю. Но о программировании не забывал. Как оказалось, не зря, – замечает педагог.
– Информационные технологии очень помогают в работе. К примеру, на уроке рассказываю ребятам о Кургане Славы, а на факультативе или в объединении по интересам мы с ними создаем трехмерную модель памятника и распечатываем на 3D-принтере. Так они не только узнают об объекте, но и могут потрогать, рассмотреть каждую деталь.
С появлением моноблоков дети стали углубленно изучать инженерное программирование. Начиная с 6 класса создают различные модели, которые распечатывают на 3D-принтерах – их в школе уже четыре. Наблюдая за тем, как благодаря подросткам на рабочей платформе принтера появляются разноцветные гайки и шестеренки, задаюсь вопросом: процесс этот, конечно, увлекательный, но разве могут такие технологии помочь в изучении, к примеру, математики? Сергей Дубман уверен: не просто могут – помогают!
– Дети у нас обычные, не все отличники. Кто-то домашнее задание по физике не сделал, кто-то математику недоучил. Но придя сюда и столкнувшись с изделием, с созданием чего-то, они сразу получают мотивацию к учебе. Понимают, что нужно лучше вникать в физику, математику и черчение, ведь эти предметы необходимы в работе будущим инженерам. Плюс это мотив к тому, чтобы изучать английский. Девятиклассники сами приходят и просят записать их на факультатив, ведь для программирования знание языков жизненно необходимо. Многие думают, что дети, которые обучаются основам информационных технологий, это исключительно будущие айтишники. И ошибаются.
Мы готовим прежде всего технарей, инженеров. Ориентируем школьников на то, что им необходимо изучать предметы естественно-математического цикла. На этих уроках они осваивают теорию, которую уже на практике изучают благодаря IT-технологиям. Если взять последний выпуск, то почти 100% ребят, которые обучались в STEM-центре, поступили в технические вузы. В нашей школе на вопрос, лирики или физики, мы отвечаем однозначно: вторые. Будущее за теми, кто будет нас кормить.

«
К слову, некоторые из разработок школьников в прямом смысле помогают аграриям увеличить урожай.

»
Несколько лет назад ребята написали программу, благодаря которой можно определить кислотность почвы. Теперь агроному не нужно ходить по полю и измерять этот показатель. Вместо него на местность вылетает дрон, на который рассветовцы установили датчики, собирающие пробы.
За беседой Сергей Леонидович подводит нас к очередному столу с техникой. По загадочной улыбке понимаю, что расставленные здесь дроны – его особая гордость. И не ошибаюсь. Пока юноши поднимают технику в воздух, директор рассказывает, как в школе начали развивать аэро­космическое направление.

– Наши старшеклассники прошли обучение в Национальном детском технопарке, выбрали аэрокосмическое направление.Ребятам очень понравилось, вот мы и решили развивать его в нашей школе, закупили технику, дроны.
Сейчас вот готовимся к колонизации Луны, – рассказывает директор, с гордостью поглядывая на своих учеников. – Ребята начали активно изучать, что такое Луна, где она находится и что необходимо, чтобы на ней выживать. Заинтересовались этой темой не просто так. Дело в том, что к 2030 году россияне и китайцы собираются обживать Луну. А мы уже сегодня готовы предоставить ученым свои услуги по части роботов. Это прообразы тех моделей, которые могут существовать на других планетах. И создали их наши сельские дети.
Видя все эти технологии, не могу не задать Сергею Леонидовичу вопрос: мог ли он пять лет назад представить, что его сельская школа превратится в одну их самых передовых в стране?

– Верить всегда нужно, – философски рассуждает директор. – Мы во всяком случае пытались двигаться в этом направлении. Увидели возможность – и начали работать, создавать, пробовать. Получится или нет – это уже другой вопрос. Но тот, кто идет, всегда достигает цели. А цель у нас была одна: попробовать для деревенских ребят создать такие условия, в которых они смогут использовать новейшие информационные технологии.
Послушать Сергея Леонидовича, так все просто: захотели дети робота в космос запустить – он закупил парк дронов, и вперед, дерзайте! Но за всеми этими технологиями стоит титаническая работа со спонсорами, которая ложится на плечи руководителя. По сути, современный директор школы – во многом менеджер. Мой собеседник с таким выводом согласен: работа за последние годы претерпела много изменений.
– Сегодня большой кусок времени действительно занимает сотрудничество со спонсорами. Ведь для того, чтобы школа развивалась, нужны средства. Возможно, мои слова коллегам не понравятся, некоторые могут и вовсе пальцем у виска покрутить. Но в то время как проблема многих руководителей школ в недостатке денежных средств, у меня же наоборот – вопрос, куда их потратить. Школа обеспечена всем с точки зрения компьютеризации, только за прошлый год 90% классов отремонтировали за внебюджетные средства.
А это в первую очередь работа со спонсорами: найти их, составить договоры, закупить материалы, организовать привоз, отвоз. Это уже другая специальность – директор строительной фирмы, – с иронией замечает Сергей Леонидович. – И в то же время нужно постоянно находиться в курсе учебно-образовательного процесса, общаться с родителями, следить за хозяйством. Все это отнимает довольно много времени. Но здесь, опять же, на помощь приходят технологии.
За последние два-три года в направлениях информационных технологий ученики Рассветовской школы завоевали порядка 40 дипломов только на областных и республиканских конкурсах. Одна из последних разработок школьников попала в финал республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси». Старшеклассники Никита Буневич и Антон Денисов разработали охранную систему, способную предотвратить несанкционированное проникновение на любую территорию, будь то школа или режимный объект. Макет сделали из пенопласта и простейших стройматериалов, плата уникальная – и тоже отечественной разработки. В ее создании школьникам помогал учитель Владислав Бабич.
На территории, в классах установлены камеры. В конце рабочего дня достал телефон – и вижу, как учителя проводят уроки, какие применяются методики, как дети себя ведут.

Наш разговор то и дело прерывают телефонные звонки: пора отправлять по домам ребят, нужно решить вопрос с сеном для лошади, да и документы на подпись долго ждать не могут... Это же во сколько должен начинаться рабочий день директора сельской школы, чтобы все успеть, интересуюсь у своего собеседника. Сергей Леонидович лишь пожимает плечами и скромно улыбается:

– В половине восьмого уже на месте.

Быстро оглядел территорию хозяйским глазом – и спешит встречать первый рейс детей из соседних деревень. Проверил, все ли добрались, поинтересовался здоровьем – и снова в путь.
– Вообще, день любого директора начинается со столовой, потому что дети должны быть вкусно накормлены. Дальше на очереди обход кабинетов. Смотрю, все ли в порядке, может, что-то сломалось или где-то лампочка перегорела. Если есть уроки – посещаю, провожу свои. После обеда начинается отправка ребят школьным автобусом по домам. Немалую часть времени занимает хозяйственная работа, а с приходом весны ее становится больше. Нужно проверить, взошла ли рассада, что-то покосить, убрать. Заканчиваю дела в начале шестого, – рассказывает Сергей Дубман.
Хотя, глядя на него, понимаю: лукавит. Даже если бы хотел, оставить работу за порогом школы вряд ли получится, ведь каждый второй в поселке – или сам из бывших учеников, или родитель кого-то из нынешних. Бывает, зайдешь вечером в магазин, а там мама Вити или папа Саши интересуются, как успехи у детворы. И Сергей Леонидович с радостью рассказывает. Вот такая она, директорская работа.

Напоследок знакомимся с еще одним школьным обитателем и незаменимым помощником любого сельского жителя – лошадью по кличке Вайзор.
– У нас передовые айти-технологии обязательно сочетаются с работой на земле. Компьютеры – это хорошо, но сельские дети не должны отрываться от земли. А хозяйство у нас большое: два гектара земли, яблоневый сад. Старшеклассники умеют управляться с лошадью, ходят с плугом, косят для Вайзора траву на сено. Есть и небольшой мотокультиватор, которым ребята тоже умеют пользоваться.
Наш Президент назвал 2023-й Годом созидания и мира. И мы в школе в первую очередь уделяем внимание тому, что дети должны созидать – от сельскохозяйственного труда и до тех проектов инженерно-технического направления, которые создаются своими руками и своим умом. Для чего? В первую очередь, для нашей страны.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.