Мы в Камаях, на Поставщине. Стоим перед похожим на крепость 400-летним костелом Иоанна Крестителя – кандидатом на внесение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Из настежь открытых дверей льется величественная органная музыка. Говорят, именно этот орган сейчас один из старейших в Беларуси. Сегодня за старинными клавишами – наша героиня Елена Довжук. Музыкант, композитор и исполнитель философских, полных глубокого смысла песен и баллад.


Почему на концертах органистки Камайского храма слушатели плачут
«Ленка, иди в артистки!»
Каждого из нас ведет по жизни Господь, и судьба Елены тому подтверждение. Родилась рядом с Камаями. Воспитывалась в обычной, но счастливой семье. Отец работал в колхозе. Мать Зоя Иосифовна была педагогом, боготворящим родной язык и литературу. Их дочь росла открытой, озорной, активной – старалась везде быть первой, писала стихи, пела. За хороший голос и прекрасную манеру исполнения в 9 классе ее даже взяли в солистки в группу при камайском Доме культуры. Там все было по-взрослому: 20-летние гитаристы, ударник, клавишник. И только она одна – еще школьница.


– Ездили по деревням, выступали на свадьбах, на праздниках, – вспоминает Елена Бернардовна. – Исполняли песни Аллы Пугачевой, Анне Вески, других звезд советской эстрады. Нравилось это все безумно.

Публика отвечала артистам взаимностью и то и дело просила спеть на бис.

– Ленка, иди в артистки! – советовали учителя, а родители дали дочери право выбирать будущее самостоятельно.


Музыка и пение влекли за собой, но Елена понимала, что в консерваторию ее, не знающую даже нотную грамоту, вряд ли возьмут. Поэтому выбрала другую ступеньку, приближающую к мечте, и пошла в культпросветучилище. Как потом покажет жизнь, правильно сделала.

Поступив, Елена мечтала, что наконец-то освоит фортепиано.
Но первокурснице достался нелюбимый баян. Девушка училась усердно и добросовестно: запоминала, где «сидит» каждая нотка, прилежно посещала уроки сольфеджио. Мечтая об эстраде, пошла петь в хор, но не сложилось. Потому стала подолгу засиживаться рядом с музицирующими на пианино подругами, совершенствующими навыки, полученные в музыкальной школе.
– Научите, девчонки! – просила Лена.

Не отказали. Студентка старалась каждую свободную минуту проводить за инструментом, слушая музыку в своем сердце и советы подруг. Эти частные уроки во многом помогли, когда она самостоятельно начала осваивать орган. Сегодня же игру и пение музыканта-самоучки приезжают послушать не только со всех уголков страны, но и из других стран.
– А как же баян? – интересуюсь.

– Сыграв на баяне «Оренбургский пуховый платок», сдала госэкзамен на пять и забыла об этом инструменте, – признается собеседница.
В будущем Елена Довжук станет органисткой одного из старейших в Беларуси храмов. А пока же, окончив культпросвет­училище, она вернулась в агрогородок Камаи и получила ключи от местного Дома культуры. Но большой радости директорская должность ей не принесла.

– Дискотеки в клубе, сами знаете, заканчиваются за полночь. А директор должен уходить последним, закрывать дверь на замок. В тот момент мы с супругом Виктором только-только поженились. И я выбрала семью. Сдала ключи и должность и пошла работать в детский сад, – вспоминает она.
Так с 1988 года Елена Бернардовна работает в местном детском саду. Начинала нянечкой, потом была воспитателем. А когда прежний музыкальный руководитель переехал в Поставы, заняла его место. Вот тогда наша героиня, что называется, расправила плечи. Хотя учиться музыке пришлось заново и самостоятельно.

– Взяла напрокат пианино. Вспоминала то, что умела, но на первых порах мало что получалось. Даже «Маленькой елочке холодно зимой» не могла правильно сыграть, – вздыхает собеседница.
Но так как новый музрук оказалась человеком упорным, трудолюбивым и талантливым, со временем стала и великолепным педагогом для своих юных воспитанников.
В день нашего приезда были каникулы: в саду находилось только семеро разновозрастных дошкольников.

– С 1 сентября вернутся все, а это более 30 ребят, – сказала Елена Бернардовна и вспомнила: когда пришла работать в сад, здесь было четыре группы по 30 человек в каждой. Потом воспитанников становилось меньше и меньше. Было время, когда наша героиня работала всего на четверть ставки музрука. Дела дошкольного заведения пошли на лад, когда в Камаи стали подвозить малышей из других деревень.
...Как только Елена Бернардовна заглянула в группу и позвала ребят в музыкальный зал, те сразу оживилась. В приподнятом настроении все семеро дружно потопали за ней. Зайдя в зал, устланный мягким ковром с предусмотрительно разбросанными цветиками-семицветиками, уселись на стульчики. С каждой секундой заряжаясь веселым настроением, разливающимся вместе с музыкой по залу, стали притопывать, прихлопывать.
В считаные секунды педагог раскрепостила всех ребят. Было заметно, что такое веселье ей и самой по душе – не музрук, а настоящий огонь!
Через несколько минут зал, где только что веселились дошколята, опустел. Дети ушли на обед, а мы остались с Еленой наедине: поговорить о призвании, детсадовских и домашних детях и важности праздников.

– Стараюсь, чтобы и во время игр, и во время выступлений все дети были задействованы. У нас не бывает такого, чтобы один пел, а другой слушал. В праздничные дни ребята все нарядные – даже если в этот день ничего особенного не декламируют или не поют. Они все равно артисты! Видя радость детей и их родителей, мы, педагоги, по-настоящему счастливы.
Детсадовский ребенок отличается от домашнего, выросшего без сверстников, подчеркивает собеседница.
– Наши дети смело идут в школу. И как рыба в воде чувствуют себя на сцене. Для меня, как и для их родителей, это очень важно. Наши воспитанники больше всего любят танцевать. Танцы – это эффектно, красиво. Они учат раскрепощенности, смелости. Работа с ребятишками наполняет мою жизнь особым смыслом. Каждый маленький человечек, будь он тихоня или озорник, приносит только положительные эмоции.
Сегодня приходится искать новые, незаезженные сюжеты и героев, которые бы находили отклик у детей и их родителей. Проходные роли серых зайчиков тут давно не срабатывают. Дети хотят видеть на представлениях героев любимых мультиков: трех котов, фиксиков. В них во время праздников и превращаются педагоги, а также некоторые креативные родители.
Елена Бернардовна – мама двоих детей и бабушка замечательного 9-летнего мальчика по имени Захар. Дочь Анна по профессии психолог, ее семья поселилась в городе энергетиков Островце. Сын Александр, как и его отец, выбрал техническую специальность и стал механиком. Живет в деревне Ширки, что под Поставами. Молодежь время от времени наведывается к матери, в остальное же время ее вечера скрашивают три кота.
- В нашей жизни ничего случайно не происходит, – уверена Елена Бернардовна. – Когда мне было 24, мы с сестрой покрестились. Я начала ходить в костел и петь в хоре. Тогда на органе играла исполнительница из Постав, но вскоре она по семейным обстоятельствам перестала приезжать.
Вот тогда ксендз Чеслав и предложил Елене Довжук сесть за орган.

– Мои первые опыты, конечно, были чем-то не слишком музыкальным, но со временем я освоила инструмент. А когда приехал в Камаи новый настоятель ксендз Яцек, он мне послаблений не делал – заставлял расти, совершенствоваться, подбирая нужный репертуар, – вспоминает Елена.
– Я благодарна ксендзу Чеславу – за ангельское терпение, а ксендзу Яцеку – за требовательность и твердость. Без их помощи и поддержки я бы не была сегодня уверенным в себе человеком, нужным людям.

Теперь она каждый праздник проводит за органом. Музыка звучит в храме также в дни венчаний и во время отпевания ушедших в мир иной.
Кроме этого, наша героиня имеет благословение на исполнение светских, но полных философского смысла композиций, на которые в человеке откликается все самое светлое.
В ее репертуаре «Молитва» Булата Окуджавы, «Дай Бог» Александра Малинина и ряд авторских работ. Как призналась органистка, у нее есть три диска песен собственного исполнения.
Сегодня костел в Камаях занесен в экскурсионные маршруты многих туристических компаний Беларуси и России. Об этом свидетельствуют записи в книге отзывов путешественников, которых привозили сюда автобусы из Минска, Полоцка, Смоленска, других городов. Часть восторженных слов – в адрес органистки Елены Довжук.
– Кульминацией всех экскурсионных программ становится посещение Камайского костела и небольшой – минут на 15-20 – концерт органной музыки, – раскрыла секрет популярности поездок в Камаи экскурсовод Национального парка «Нарочанский» Ирина Трубач. – Наблюдая за людьми во время концерта Елены, замечаю, как те реагируют на ее игру и пение. У одних на глаза наворачиваются слезы, другие включают телефон на запись, третьи, задумавшись, смотрят ввысь... Однозначно, из храма они уходят просветленными.
Все мы – христиане, и объединяет нас приверженность к главным человеческим ценностям: доброте, любви, состраданию.
За годы службы в храме и работы в детском саду Елена Довжук сама стала философом и человеком, верящим в чудо и добро.

– Если бы мне сказали когда-то, что стану органисткой в костеле и люди будут просить меня спеть, я бы не поверила, – призналась наша героиня в конце встречи и призвала всех верить в чудо, отказавшись от всего того, что мешает жить.





Когда скажешь «Стоп!», Бог дает шанс начать с чистого листа. Так было и в моей жизни. Тогда я поняла, как важно творить добро. Даже если видишь, что кто-то намерен сделать тебе зло, ответь ему добрыми мыслями и делами.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.