Эпицентр рельсовой войны
Подвигами партизан и подпольщиков-осиповчан гордятся несколько поколений белорусов
В учебники истории Великой Отечественной и Второй мировой войн навсегда вписана диверсия Федора Крыловича, пусть звание Героя Советского Союза ему так и не присвоили. Между тем есть множество других подвигов солдат, партизан и патриотов края, которые часто ценой собственной жизни завоевывали свободу и право строить мирную жизнь в Беларуси.
23 июля кавалерийская группа из трех дивизий, сформированная генерал-майором Окой Городовиковым (в Гражданскую войну – легендарным командующим Второй конной армией), под руководством полковника Александра Бацкалевича выдвинулась из Гомеля в тыл немецкой армии. Отважным кавалеристам удалось отбить Глуск, несколько населенных пунктов поменьше, взять под контроль часть железной дороги Минск – Бобруйск.
Оккупанты бросили против группы Бацклевича три пехотные дивизии, кавалерийский полк СС и авиацию. Тяжелые бои завязались в районе деревни Копча Осиповичского района, затем юго-восточнее районного центра. Рейд продолжался до 6 августа, когда красные конники, пройдя по болотам, форсировали реку Птичь и вышли на соединение с частями регулярной армии. В течение двух недель кавалеристам удавалось сковывать продвижение гитлеровцев на восток!
32-я кавалерийская дивизия
Осиповичи – крупный железнодорожный узел, который немцы стали бомбить уже в ночь на 23 июня 1941 года. С первого дня вой­ны в городе началась мобилизация и эвакуация населения. Но фронт на неделю обошел населенный пункт стороной. Танковые полчища Гудериана, не заходя в Осиповичи, отправились перерезать дороги на Бобруйск и Могилев и только затем вернулись сюда. Мрачная пора оккупации началась в городе 30 июня. В детском саду немецкие варвары разместили полевую полицию, учреждения культуры и школы переоборудовали под казармы с конюшнями.
Красная армия оказывала противнику повсеместное сопротивление. Мало того, в конце июля – августе 1941 года советские кавалеристы совершили героический рейд по захваченным территориям Гомельской и Могилевской областей, в том числе по Осиповичскому району.
Александр Бацкалевич
С первых дней оккупации в Осиповичском районе патриоты начали формировать подпольные группы и небольшие партизанские отряды. Так, 8 июля был создан отряд Николая Королева, который постепенно превратился в мощное боевое соединение. Множество независимых друг от друга подпольных групп появилось и на железной дороге. В конце июля 1941 года их участники совершили первую диверсию – пустили под откос немецкую дрезину.
Алексей Флегонтов
На границе Пуховичского и Осиповичского районов сражалась бригада «Пламя» Евгения Филипских, бойцы которой подрывали железнодорожные пути на всем протяжении дороги от Пуховичей до Осиповичей. Не давала покоя немцам и бригада Владимира Тихомирова, которая в общей сложности пустила под откос 93 вражеских эшелона. В 1944 году все эти три партизанских командира стали Героями Советского Союза
В октябре 1942 года на Осиповиччину прибыл отряд легендарного Алексея Флегонтова, командовавшего партизанскими частями на Дальнем Востоке еще в годы Гражданской войны. Почти полгода его бойцы взрывали вражеские поезда и громили гарнизоны, пока в марте 1943 года у деревни Игнатовка флегонтовцы не попали в засаду карателей из батальона «Днепр». По воспоминаниям товарищей, прикрывая отход бойцов, командир отстреливался до последнего патрона и был сражен очередью из пулемета. Позже отряд получил имя Алексея Флегонтова.
Почему именно в этот район шли бригады народных мстителей? Осиповичи были перекрестком дорог, идущих из Могилева на Слуцк, из Бобруйска в Минск. Здесь, говоря современным языком, располагался логистический центр гитлеровцев. Немцы берегли город как крупный перевалочный железнодорожный пункт, а партизаны, стремясь нанести противнику максимальный ущерб, проводили диверсии на путях
На территории Осиповиччины действовало не менее семи отрядов и бригад народных мстителей. Так, продолжительное время здесь воевала 1-я Бобруйская партизанская бригада Виктора Ливенцева.
Евгений Филипских
Первые бои завязались у деревни Французская Гребля Пуховичского района. Немцы старались оттеснить партизан в болота, лишить маневренности и уничтожить. Партизанские отряды попали в котел, и тогда командование народных мстителей пошло на хитрость: бойцы сделали вид, что массово отходят. Гитлеровцы начали преследование и попали под перекрестный огонь. Кольцо окружения было прорвано.
В декабре 1942 года для уничтожения патриотов в Осиповичский район прибыл батальон СС Дирлевангера. Первоначально каратели проводили разведку, не вступая в крупные бои с партизанами и не трогая мирное население. Но 6 января 1943 года началась одна из страшнейших по своим последствиям операций – «Франц», которая прокатилась по Осиповичскому, Березинскому и Червенскому районам.
Человек было расстреляно, зарезано и сожжено В деревне Брицаловичи
Деревня Маковье, Осиповичский район
Озверевшее от неудачи командование СС приказало сжигать деревни вместе с жителями. Десятки населенных пунктов были стерты с лица земли. Так, в деревне Маковье Осиповичского района каратели согнали в колхозный амбар 250 женщин, стариков и детей, забили двери, облили бензином и подожгли. Партизанский комбриг Виктор Ливенцев после войны вспоминал: «Маковье – небольшая, недавно построенная деревня – было похоронено под пеплом. Даже деревья по обочинам улицы сгорели, и теперь стояли только обугленные стволы». Сотни жителей загубили гитлеровцы в деревне Большая Горожа.
Через два месяца эти убийцы дойдут до Хатыни…
Сводные части из головорезов СС, так называемых восточных батальонов и местной полиции выдвинулись из пунктов дислокации. Они были вооружены до зубов: винтовками, автоматами, пулеметами и минометами. Для прикрытия использовались артиллерийская батарея и танковая рота. С карателями ехала и специальная команда корреспондентов, которым требовалось после описать все, что происходило.
Партизаны и подпольщики Осиповичского района пустили под откос 371 вражеский эшелон, уничтожили более 270 автомашин, 17 танков, разгромили 13 гарнизонов и истребили 15 тыс. гитлеровцев, разрушили 17 кило-метров железно-дорожных путей, взорвали 21 железно-дорожный мост, 253 моста на шоссейных и грунтовых дорогах.
За освобождение Осиповичей и района двенадцати солдатам и офицерам Красной армии было присвоено звание Героя Советского Союза.
Никакие зверства и расправы не могли остановить участников «рельсовой вой­ны». Именно в Осиповичах станционным электромонтером Федором Крыловичем была совершена самая крупная диверсия времен Второй мировой.
Летом 1943 года партизаны передали подпольщику несколько магнитных мин для поездов. В ночь на 30 июля немецкое начальство вызвало Крыловича для ремонта электрокабеля, который он незадолго до этого сам и повредил. Прибыв на место, патриот заметил, что рядом стоит готовый к отправке на фронт состав с горючим, и заминировал первую и последнюю цистерны. Мины должны были взорваться через несколько часов, в дороге, что сняло бы подозрения с подполья. Единственное, чего не знал Крылович, что именно этот эшелон переместят в вагонное депо, где уже ждали отхода другие поезда с боеприпасами и военной техникой для немецкой армии.
Когда мины сработали, пламя быстро перекинулось на соседние составы. Последовали взрывы такой силы, что разбежались не только гитлеровцы со станции, но и охрана лагеря военнопленных, расположенного поблизости, а заключенные ушли к партизанам.
По словам очевидцев, пожар на станции продолжался более 10 часов, над домами в Осиповичах буквально летали колесные пары от вагонов. Той ночью было светло, как днем. По городу поползли слухи, что это последствия авианалета. Догадки жителей не были лишены оснований – в горевших составах перевозились в том числе и немецкие авиабомбы. Итог диверсии был настолько ошеломляющим, что несколько высших чинов немецкой охранной службы сняли с должностей, а двоих расстреляли. Дело в том, что три дополнительно уничтоженных эшелона должны были доставить на Курскую дугу танки «Тигр» и «Рысь», другую бронетехнику, более 60 вагонов с боеприпасами, горючее, автомобильное масло, продовольствие. Кроме того, были серьезно повреждены станционные постройки и уничтожено порядка 50 гитлеровцев.
Фёдр Крылович с друзьями
Железнодорожный состав, уничтоженный советскими партизанами
Осиповичи зачистили от немцев 28 июня 1944 года, на пятый день стратегической наступательной операции «Багратион». Москва салютовала 20 залпами из 224 орудий доблестным солдатам и офицерам 1-го Белорусского фронта, освободившим город. Однако бои в районе на этом не закончились.
Тысячи оккупантов с танками и артиллерией оказались заперты в Бобруйском котле. На уничтожение этих сил командование Красной армии бросило более 500 самолетов. Спасаясь от советских бомб, немцы побежали во все стороны – в том числе к Минску через Осиповичский район. С запада на выручку двинулись части гитлеровцев.
На востоке Осиповичей вновь завязались кровопролитные бои. Артиллеристы били по врагу прямой наводкой, отражали атаки немецкой пехоты. Тяжелые сражения шли у поселка Елизово, где за три дня было ликвидировано несколько тысяч фашистов и сбито почти два десятка вражеских самолетов. Под местечком Лапичи немецкие танки попытались пробить коридор для бегущих частей из Бобруйска, но и из этой идеи ничего не вышло. Советские бойцы за четыре дня сожгли здесь более 30 танков и самоходок противника.
Римма Кунько
Федор Крылович
Николай Королёв
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.