РЕГИОН
ПРОЕКТ
До полумиллиона индюшек в год – в Лидском районе реанимировали брошенный литовским инвестором бизнес .
лидский
В агрогородок Гуды Лидского района мы отправились, чтобы увидеть яркий пример государственно-частного партнерства. За полтора года оставленные прежним владельцем корпуса мясоперерабатывающего комплекса, стоявшие незаконсервированнымибез отопления, и 15 пустующих индюшиных ферм выведены на проектную мощность, созданы 240 хорошо оплачиваемых рабочих мест и сбылась мечта горожанина о развитии сельского бизнеса.

А еще вы узнаете, почему дальнобойщик из Европы вернулся в Лиду, как многодетная мама стала на общественных началах кадровым агентом, в чем секрет куриных лапок, которые Лидскому комбинату хлебопродуктов удается выгодно продавать в Китай и что связывает 100-этажный небоскреб с кукурузными палочками из Лиды.
Нина Островец
Большие перемены
Было важно, что это рядом с домом, удобный график, могу больше времени проводить с детьми, проверять, как делают уроки. И пищевое производство – это не автомобильный конвейер, экологически чистое.
компания «Белсалттрэйд» комплекс по выращиванию индюшки и переработке диетического мяса выкупила у банка, которому крупное производство с фермами досталось за многомиллионные (в евро) долги прежнего собственника, разорившегося литовского инвестора. площадь комплекса 16 тыс. квадратных метров. Объемы производства удвоились буквально за год, и процесс развития не менее стремительно продолжается.
ЗАО «Белсалттрэйд»
светлана и Вахтанг Алания
Эта работа была очень нужна многодетной лидчанке Нине Островец, которая прежде к 7 утра спешила на смену к конвейеру по выпуску стеклопластиковых деталей для авто- и сельхозтехники. Так что ее дочке, 16-летней учащейся колледжа Ксении и сыновьям-школьникам 12 и 11 лет приходилось самостоятельно собираться на учебу, а маме справляться с волнением: все ли у них хорошо. Возраст подростковый... Папа большого семейства, чтобы оно ни в чем не нуждалось, вахтовым методом работает на стройках. Поэтому, когда полтора года назад в агрогородке Гуды, расположенном в трех километрах от их микрорайона Индустриальный (по пути ближе в два раза), появилась вакансия укладчика-упаковщика, Нина, долго не раздумывая, принесла документы в отдел кадров ЗАО «Белсалттрэйд» одной из первых, а потом еще и нескольких подружек привела. Причем приняли ее как опытного специалиста.

Хорошая зарплата, а на предприятии она сейчас одна из самых высоких в Лиде, стала приятным бонусом.
Вахтанг Алания тоже не пропустил объявление о наборе специалистов в убойный цех. До того несколько месяцев изучал предложения на рынке труда – фирма, в которой занимался продажей автозапчастей, закрылась, не выдержала конкуренции. Через 8 месяцев в тот же цех пришла и его жена Светлана, поскольку индивидуальный предприниматель, у которого она трудилась швеей, свернул бизнес. Пришлось также радикально поменять профессию – на обвальщика тушек птицы с заработком более 1,5 тыс. рублей в месяц.

А не так давно за руль фуры ЗАО «Белсалттрэйд» пересел сын Вахтанга Гурам Алания, путь которого в агрогородок Гуды лежал через… Евросоюз. Несколько лет за рулем автопоезда колесил по Европе, развозил грузы, зарабатывая по 60 евро в сутки. Однако из-за большой конкуренции доходы стали падать, а цены расти, да и 25 лет парню – время устраивать личную жизнь. Теперь на многотонном грузовике доставляет птицу. Папа рассчитывает, что скоро приведет в дом невестку – на предприятии много красивых девушек. В этой семье тоже трое детей. Старшая дочь Вахтанга выбрала профессию парикмахера, а вот младший сын планирует стать механизатором.
Мастер цеха полуфабрикатов и готовой продукции Валерий Юршевич поменял не профессию, а место жительства. Уроженец Миорского района после окончания Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова пять лет отработал технологом в фермерском хозяйстве «Островецкая индейка». В Лиду 28-летнего парня привлек масштаб и перспективы карьерного роста – в Островецком районе 11 индюшиных ферм, в Лидском – пока 15, и еще столько же собираются строить. Да и райцентр в шесть раз крупнее Островца. Причем приехал молодой человек не один, а со своей девушкой Надеждой, можно сказать, привез с собой еще и ветврача. На предприятии молодежь не только приняли с открытой душой, но еще и полностью возмещают расходы на съемное жилье. Это общая практика для всех приезжих. Трехкомнатная квартира в райцентре обходится в 600 с лишним рублей.

Валерий на предприятии чуть больше года. И в разработке около 20 новых видов продукции теперь есть и его доля участия, в том числе популярной линейки белорусских деликатесов, удостоенных звания «Чемпион вкуса – 2024» в номинации «Здоровое питание». А филе индейки охлажденное претендует на Государственный знак качества – соответствующие документы отправлены в Госстандарт.
Мастер цеха может часами рассказывать нюансы технологии – почему, например, разделанное мясо нужно в течение 12 часов заморозить при температуре минус 32 градуса (подсказка: полностью сохраняет структуру при разморозке) и какой натуральный ингредиент улучшит его вкус эффективнее химических консервантов (теперь будете знать – вытяжка из груши):

– Принципиальная позиция владельца предприятия – никакой химии, только натуральные добавки.
    Ни пуха, ни пера
    На площадке перед корпусами из популярных сэндвич-панелей завершается обустройство разворотного кольца и остановочного пункта. По согласованию с райисполкомом сюда будет продлен один из городских маршрутов. Общественным транспортом, помимо работников предприятия, смогут пользоваться и многочисленные жители агрогородка. Таков внушительный вклад местной власти в бизнес-инициативу.

    На оборудованной стоянке – вереница небольших, на 2 тонны, и 10-тонных грузовиков, фудтраки для выездной торговли с ярким логотипом нового предприятия. Отгрузка в торговые сети и на мясокомбинаты готовых изделий и полуфабрикатов для детского питания идет уже в две смены. В цехах кипит работа – индюшатину разделывают, вялят или замораживают, чтобы сохранила питательные свойства при транспортировке. Кстати, стены, выдержавшие наши зимы без отопления, сделаны добротно: у работников даже возникает проблема с мобильной связью – сэндвич-панели глушат сигнал.
    комментарий директора
    Первая фабрика обошлась более чем в 35 млн рублей, из которых 10 млн были заемные. Главная проблема – очистные сооружения не отвечали необходимым экологическим требованиям. Нам удалось ее решить – на открытие, не будет преувеличением, если скажу, одного из современнейших комплексов по очистке стоков к нам приезжал руководитель области. Сейчас в деревне Доржи начинаем реализацию нового инвестпроекта по переработке пера и крови.
    Первым приобретением директора ЗАО «Белсалттрэйд» Петра Кравченкова в 2021 году стало предприятие в деревне Доржи Лидского района по переработке отходов животного происхождения. Теперь это филиал ЗАО «Белсалттрэйд», где завершается цикл практически безотходного производства. Из тех частей животных и птицы, которые не годятся в пищу, получают весьма востребованные мясокостную муку и животные жиры, используемые в производстве биодизельного топлива, например, или в парфюмерии.
    Петр Кравченков
    директор ЗАО «Белсалттрэйд»
    почему индейка?
    В качестве ответа на этот вопрос у инвестора целая философия и весомые аргументы. Первый. Мясо индейки уникально по составу белков, жиров и углеводов. Второй. Оно экологически чистое – вакцинация птиц заканчивается на 80-й день роста, а убойный вес они набирают на 120-й (самки) и 140-й (самец). Третий. В производстве и потреблении индейки Беларусе есть к чему стремиться. В России, например, за последние 10 лет реализована масштабная государственная программа по развитию индейководства. Четвертый – выход предприятия на проектную мощность позволит удешевить индюшиное мясо, возможно, вплоть до уровня куриного, как это происходит в Польше.
    Директор ЗАО «Белсалттрэйд» Петр Кравченков долгое время работал в Прибалтике и России, занимался оптовой продажей белорусской соли и удобрений. А с 2018 года заработанные средства начал инвестировать в белорусские предприятия. Отрекомендовался так: родился в Молодечно, учился в Минске, вел бизнес в Европе, а жить в итоге приехал в Лиду.
    Закуплен парк техники для оперативной доставки полуфабрикатов и готовой продукции в любую точку страны, открыто 7 фирменных магазинов (в перспективе их будет 10), в трех километрах от Гуды выделен участок под новые фермы. А с Лидским комбинатом хлебопродуктов разработан оптимальный рацион кормления.

    • 400 тыс. голов птицы и 4,5 тыс. тонн мяса в год
      Потенциальная мощность построенного 9 лет назад комплекса
    • 1 млн птиц и до 10 тыс. тонн мясопродуктов
      Цель ЗАО «Белсалттрэйд» на ближайшие год-полтора
    ОАО «Лидахлебопродукт» – градообразующее предприятие с трехтысячным коллективом. Помимо основного бренда «Лидская мука», в акционерном обществе – макаронная, птицефабрика, сельхозпредприятия, свиноводческие и комбикормовый комплексы, не считая логистической и торговой сети. Экономику определяют реализация муки, макарон и комбикормов.
    ОАО «Лидахлебопродукт»
    Основные векторы – Африка, Грузия, Сербия. Муку продаем еще в Южную Корею. Много ездим по выставкам, иногда в процессе переговоров вырастают неплохие контракты и появляются рынки сбыта в таких странах, которые надо поискать на карте. Например, еще несколько лет назад было трудно представить нашу муку на острове Маврикий, расположенном в Индийском океане, или Антигуа – в Карибском море, Республике Кабо-Верде. Хотя логистика стала более дорогая, несет много рисков и сопряжена с пересечением границ соседнего государства. Литва иногда блокирует поставки, есть нюансы с переводом платежей. Деньги перечисляют, и потом мы их долго ищем. Но любая экспортная сделка все равно выгодна – ведь это приток валюты.
    Новость о хороших привесах индюшек в ЗАО «Белсалттрэйд» и потенциале увеличения объема продаж, конечно, обрадовала Александра Островского, генерального директора ОАО «Лидахлебопродукт». Комбикормовый комплекс производит рассыпные, гранулированные и полнорационные комбикорма и премиксы для сельхоз-, домашних животных, птицы и рыбы – 420 тонн в сутки. Так что росту поставок будут только рады.

    А что касается муки и макарон, то тут приходится выдерживать нешуточную конкуренцию с восточными соседями, причем не только на внешних, но и на внутреннем рынке. В России перепроизводство зерна, география сбыта которого существенно сузилась после введения санкций, и Беларусь оказалась в сфере интересов. Доля отечественных макаронных изделий в торговле около 15%, муки – от 30 (в сетевой) до 70 %. Задача – достигнутый баланс удержать и развивать экспорт.
    Александр Островский
    генеральный директор ОАО «Лидахлебопродукт»
    На днях делегация акционерного общества отправится в Китай, попытаются получить разрешение на поставки муки. Потенциальных партнеров устраивает ее качество и цена: груз идет морем через порты – это дешевле. А пока в Поднебесную отправляют куриные лапки, 20–40 тонн ежемесячно.
    ОАО «Лидахлебопродукт», как и соседи, готово побороться в Год качества за Государственный знак качества на муку. За ее безупречный состав и консистенцию на предприятии отвечает начальник мукомольного цеха Сергей Юрчак.

    Примечательно, что должность эту и мельницу высотой 36 метров с великолепной смотровой площадкой на крыше, открывающей вид на город и окрестности, в ведение он получил от своего отца Валерия Ивановича.

    До того Сергей успел окончить Могилевский государственный университет продовольствия, распределился в акционерное общество мастером, поработал технологом, заместителем начальника цеха. А интересоваться круглосуточным производством начал еще с детства. Кстати, уже подрастает еще один член династии – сын Сергея Артем активно вникает в нюансы работы папы. Так что можно смело утверждать: бренд «Лидская мука» в надежных руках профессионалов, которые мастерство передают в том числе из поколения в поколение.
    Привычка к рекордам
    ОАО «Лидские пищевые концентраты», одно из старейших местных предприятий, для которого нынешний год юбилейный – историю свою ведет с 1944-го, когда брикетированными супами и кашами обеспечивало практически весь СССР. Без приправ, кукурузных палочек, супов и каш быстрого приготовления и сегодня трудно представить прилавки магазинов.
    ОАО «Лидские пищевые концентраты»
    Мы ценим традиции и сохранили его без изменений – нанесение сахарного сиропа на полуфабрикат. Многие популярное, особенно у детей, лакомство делают по-другому – с нанесением растительного масла и сахарной пудры. У нас есть и такая технология. Но объем выпуска раз в 20 меньше, чем глазированных. И традиционные советские вкусы – сладкая и со сгущенным молоком – не меняются десятилетиями. На первом месте. Поколения детей вырастают, а спрос не снижается. Только представьте, на этой линии восемь человек за одну 8-часовую смену производят более двух тонн кукурузных палочек. Если перевести это в коробки, то получается больше 16 тысяч, если сложить по вертикали, то по высоте это 100-этажный дом! А еще в каждой картонной пачке гарантированно по 120 граммов продукта – меньше не бывает!
    Анна Субоч
    Но на участок «Геркулес» к его руководителю Анне Субоч, которая пришла на предприятие 18 лет назад, мы заглянули не случайно. Только здесь сохранились глазировочные барабаны, на которых с 1967 года выпускают кукурузные палочки. При этом за последние шесть лет, когда участок возглавляет Анна, дважды обновлялась расфасовочно-упаковочная и линия по приготовлению сахарного сиропа, мощности увеличились более чем вдвое – до 725 тонн в год. Автоматизированы процессы приготовления смеси на экструдер и упаковка. Но неизменной с советских времен остается сам технологический процесс приготовления лакомства.
    Пористую и хрустящую кукурузную палочку получают под давлением и за счет разницы температур в экструдере, где кукурузная смесь взрывается. Затем ее нарезают по 2–4 см. Как-то для конкурса поэкспериментировали, сделали в размере ХХL – пришлось доукомплектовать экструдер для десятикратного увеличения объема полуфабриката. В поточное производство это пока не пошло, но активно используется в рекламных акциях. А вот кукурузная палочка со вкусом колы стала хитом нынешнего года – это предложение наиболее частых посетителей-экскурсантов – школьников. Во время осенних, зимних и весенних каникул в цеху бывает до 100 гостей в день.
    что выпускают в размере ХХL
    География поставок ОАО «Лидапищеконцентраты» – около 20 стран.
    Основной рынок сбыта – Российская Федерация, а также Китай, Казахстан, Болгария, Германия, Армения, Азербайджан, Латвия, Молдова, Израиль.
    • 230 наименований продукции
      выпускается ежегодно
    • более 20% от общего объема производства
      продукции экспортируется
    ОАО «Стеклозавод «Неман» за полугодие увеличил выручку на 19% к предыдущему периоду прошлого года. Объем производства вырос на 9,3%, 65,9% продукции идет на экспорт.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Сергей Ложечник
    Председатель Лидского райисполкома
    – Лидский – значимый экономический район Гродненщины. Основу его экономики формирует промышленный комплекс, обеспечивая 76% всей выручки. Более 70% продукции экспортируется. География внешнего рынка наших предприятий – 68 стран мира.
    Мы стремимся быть регионом-флагманом, опыт которого можно было бы масштабировать. Выполняем поручение Главы государства – обеспечить ускоренное развитие, опережающий рост заработной платы и комфортные условия для жизни людей.
    В этом направлении есть определенные успехи. По итогам работы за первое полугодие все целевые показатели выше среднеобластных. Ключевое направление – инвестиции. Сейчас в регионе идет реализация трех новых импортозамещающих проектов: строительство фабрики по производству макаронных изделий ОАО «Лидахлебопродукт», организация производства пеностекольного щебня в ОАО «Стеклозавод «Неман» и установка технологического оборудования по переработке пера и крови на предприятии по использованию отходов животного происхождения ЗАО «Белсалттрэйд».
    «В Лиде все в лучшем виде!», – говорят у нас, потому что знают: лидское – это со знаком качества. Будь то мука, пиво, обувь, сельхозтехника, пищеконцентраты, молочная продукция, лаки и краски... Теперь этот список дополнила и лидская индейка – новое производство, организованное в рамках инициативы Президента «Один район – один проект». Могу лишь пожелать им: «В добрый путь!» Со своей стороны сделаем все возможное, чтобы молодое предприятие активно развивалось.
    У наших промышленников много планов, но задача одна – держать марку. И 2024 год, объявленный Годом качества, словно подтверждение – курс выбран верный!
    На этой оптимистичной ноте мы попрощаемся с Лидским районом, в котором реализация очередного инвестплана по инициативе Президента «Один район – один проект» позволила восстановить и завершить начатое благое дело, изменила к лучшему судьбу многих местных жителей и добавила еще один звучный бренд в копилку региона. Проверено!