"Во многих странах нет такого понятия, как международные наблюдатели"
Валерий МИЦКЕВИЧ – начальник Секретариата ВНС
Всебелорусское народное собрание проводилось у нас шесть раз до того момента, как был закреплен его конституционный статус. Соответственно, были наработаны определенные традиции. Но и новые идеи появлялись каждый раз.

Я имел честь работать в составе Конституционной комиссии, где мы достаточно детально обсуждали все подробности: каким должно быть ВНС, кто туда должен войти, какие будут полномочия и так далее.
У членов комиссии было большое количество предложений. А потом, когда мы обнародовали проект для обсуждения, было много предложений и от граждан, что и как нужно дополнить.

В процессе такой кропотливой и длительной работы появились те нормы, которые были вынесены на республиканский референдум. Народ изменения и дополнения в Конституцию поддержал.
ВНС формируется по принципу треть – треть – треть
Формирование ВНС – это отчасти тоже выборы. Вообще, Всебелорусское народное собрание формируется по принципу треть – треть – треть. Треть делегатов входят в состав по должности. Еще треть – это делегаты от местных Советов депутатов. Сначала проходят выборы депутатов местных Советов. При подготовке к Всебелорусскому народному собранию также проводятся выборы делегатов. Депутаты областных Советов принимают решение о делегировании депутатов от областей в ВНС.
У Минска есть определенная особенность. Минский городской Совет делегирует всех депутатов в полном составе. Это связано с тем, что в столице нет районных Советов депутатов. Поэтому было принято решение предусмотреть такую норму в законе.

Кроме того, организуются выборы представителей гражданского общества.
В Избирательном кодексе определены основные принципы. Но надо сказать, что здесь многое отдано на откуп уставам самих организаций, которые регулируют порядок выборов в те или иные органы.

Как правило, они выбирают делегатов на съездах. Свои особенности есть у профсоюзов.
"Избирательные комиссии образованы из людей, которые в обычной жизни занимаются совершенно другими делами"
Я достаточно длительное время был членом ЦИК. Тогда она называлась Центральная комиссия по проведению выборов и республиканских референдумов. В Конституцию внесли изменения, и теперь она называется Центральная избирательная комиссия. Соответственно, в процессе совершенствовались избирательное законодательство, формы и методы работы.
Особенность наших комиссий - отчасти это можно сказать и про ЦИК - в том, что в избирательном процессе участвуют непрофессионалы. Комиссии образованы из людей, которые в обычной жизни занимаются совершенно другими делами. Это учителя, государственные служащие, врачи – люди разных профессий.

Когда назначаются выборы, нужно сформировать избирательные комиссии. Это только первая стадия. Потом необходимо подготовить людей, которые впервые участвуют в этом процессе.
Конечно, в комиссиях есть и опытные специалисты, которые неоднократно принимали участие в выборах. Но есть много новичков. Поэтому нужно проводить занятия, тренинги, изучать законодательство, разбирать конкретные случаи, которые могут возникнуть. Члены участковых избирательных комиссий должны быть готовы к любой из этих ситуаций.

Это всегда организовывала Центральная избирательная комиссия как в регионах, так и в столице. Как правило, все мероприятия проходили в перерывах между электоральными процессами.
"Центральная комиссия только отчасти работает на профессиональной основе. Это председатель и секретарь"
Как я уже сказал, Центральная комиссия только отчасти работает на профессиональной основе. Это председатель и секретарь. Все остальные члены комиссии входят в ее состав на общественных началах. Когда начинается избирательный процесс, комиссия очень активно работает.
В то время, когда я был в составе комиссии, к нам поступало очень много жалоб, особенно на парламентских выборах. Это больше полутора сотен жалоб на решения нижестоящих комиссий. Они рассматривались непосредственно в Центризбиркоме, который принимал окончательные решения.
Поэтому тогда нагрузка была колоссальная. Жалобы в основном подавали претенденты в кандидаты. Это мог быть отказ в регистрации, какие-то другие решения. Но любое решение они имели право обжаловать.
"Во многих странах нет такого понятия, как международные наблюдатели"
Во многих странах нет такого понятия, как международные наблюдатели, в том числе в европейских странах. Наш закон предусматривает наблюдение за выборами с помощью национальных и международных наблюдателей. В апреле на заседании Всебелорусского народного собрания была принята Концепция национальной безопасности. Там есть такой термин, как электоральный суверенитет.
Это способность государства самостоятельно и независимо обеспечить избирательный процесс по тем законам, которые приняты и действуют в нашей стране. Мы ориентируемся не на международных наблюдателей, а на то, как наш избиратель, наш белорусский народ воспринимает и оценивает выборы и избирательный процесс. Необходимо фокусировать внимание на этом.
Электронное голосование и голосование по почте – в чем нюансы
Если говорить про международных наблюдателей, и в принципе наблюдателей, то, с одной стороны, это возможность дополнительных инструментов по легитимизации избирательного процесса. В то же время во многих случаях это и элемент давления на избирательные процедуры, на членов комиссий. Причем даже страны, где предусмотрено и внутреннее, и международное наблюдение, не всегда могут даже с точки зрения закона обеспечить его на всех этапах.
Например, электронное голосование. Сам процесс заключается в том, что избиратель взаимодействует с некоей машиной или с гаджетом. Соответственно, невозможно наблюдать за алгоритмами, которые происходят дальше в процессе передачи данных и обработки голосования. Та же ситуация и с голосованием по почте. Здесь вообще часто бывает сложно идентифицировать самого избирателя. Насколько мы уверены, что он голосует сам?
Один законопроект может вызывать у профильных специалистов пять противоположных мнений
Бурное обсуждение в Палате представителей было по многим законопроектам. Очень часто споры возникают в процессе работы на уровне комиссии, когда собираются профильные специалисты и дискутируют. И зачастую с совершенно противоположными мнениями. По одному и тому же вопросу их может быть пять. Это что касается вот такого, может быть, невидимого процесса.
Но бывают дискуссии при рассмотрении законопроекта. В зале задают вопросы, докладчикам. Но основная работа все-таки происходит до того, как законопроект выносится в зал для обсуждения и голосования.

Есть проекты, по которым активную дискуссию ведут профессионалы. Например, изменения в Гражданский или Избирательный кодексы.
Но бывают дискуссии при рассмотрении законопроекта. В зале задают вопросы, докладчикам. Но основная работа все-таки происходит до того, как законопроект выносится в зал для обсуждения и голосования.

Есть проекты, по которым активную дискуссию ведут профессионалы. Например, изменения в Гражданский или Избирательный кодексы.
Повышенный интерес у белорусов вызвали законопроекты об обращении с животными и о строительной деятельности
Можно вспомнить законопроект об обращении с животными. Это инициатива депутата. У многих есть домашние животные, многие сталкиваются с ними на улице. Поэтому у людей был повышенный интерес к проекту. Когда его обнародовали, поступило большое количество обращений и замечаний.
Причем некоторые из них были совершенно противоположными. По этому проекту было много поправок именно с учетом всенародного обсуждения. Бурно обсуждался проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Он претерпел кардинальные изменения в процессе рассмотрения парламентом. Было очень много заинтересованных людей. Поэтому и граждане, и специалисты принимали активное участие в его обсуждении.

И глава государства неоднократно давал поручения, как и что надо менять в строительной отрасли, как надо упрощать регулирование. Мы постарались все это выполнить и предусмотреть в проекте.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК