За последние 30 лет мы сделали семимильные шаги в развитии Конституции
Григорий ВАСИЛЕВИЧ – доктор юридических наук, профессор, эксперт по конституционному строительству в Беларуси
Наша Конституция и в целом конституционное законодательство развиваются в русле цивилизованных процессов, которые происходят в мире последние десятилетия. Безусловно, мы отбрасываем все то, что для нас неприемлемо, что может нарушить наш менталитет, нашу культуру и традиции. Я полагаю, что Конституция является идеальным документом, который обеспечивает эффективную работу всех органов государственной власти, защищает права и свободы граждан и, конечно же, ориентирован на надлежащее выполнение гражданами и субъектами хозяйственной деятельности своих обязанностей.

Конституция - добротный документ, который позволяет нам успешно развиваться как правовому, демократическому, социальному государству. Мне кажется, что за последние 30 лет мы сделали семимильные шаги в этом направлении.
"Абсолютное большинство изменений, которые были внесены в Конституцию, одобрены нашими гражданами"
Наша практика проведения референдумов является весьма ценной в силу того, что абсолютное большинство изменений, которые были внесены в нашу Конституцию, были одобрены нашими гражданами, которые проголосовали на республиканских референдумах.

Их было четыре. Если взять референдум 1995 года, там было четыре вопроса. Но я акцентирую внимание на двух стержневых. Это вопрос двуязычия. Вопрос придания русскому языку, наряду с белорусским, государственного статуса. Именно этот вопрос не разделил наших граждан, а наоборот - объединил. Это работает на консолидацию общества.
Второй вопрос - экономическая интеграция с Россией. Посмотрите, что делается сейчас в мире. В таких условиях надо взаимодействовать, как и наше государство, которое проводит именно такую политику. Здесь надо взаимодействовать со всеми соседями. И как раз в 1995 году вопрос был решен. Это стратегический вопрос.
Эта интеграция многое дала нашим гражданам. Пусть каждый посмотрит на начало или середину девяностых и нынешний период нашего развития. Мы достойно выглядим на мировой арене.
"Референдум 1996 года стоит особняком"
Референдум 1996 года стоит особняком. Тогда было очень много споров и конфликтных ситуаций. И конфликт по поводу текста Конституции был достаточно серьезным. Но нам удалось выйти из этой конфликтной ситуации мирным способом после апеллирования к голосу народа.

Не буду называть государство, где произошел расстрел парламента из танков. Запад тогда сказал, что все хорошо. А мы цивилизованно разрешили подобную конфликтную ситуацию. Это очень позитивный момент. Были, конечно, и другие интересные и важные вопросы.
Скажем, в качестве альтернативы депутаты Верховного Совета предлагали ликвидировать пост Президента. Но если вчитаться в текст, то мы увидим, что, по сути, народ лишался права избрания высшего должностного лица. Это право переходило к парламенту. А народ терял свои полномочия.
Стержнем внесенных в Конституцию изменений в 2022 году является укрепление народовластия
Изменения, внесенные в Конституцию на референдуме в 2022 году, способствовали консолидации общества. Они были нацелены на то, чтобы решить важнейшие вопросы сообща. А стержнем этих изменений является укрепление народовластия. Один из важнейших элементов - это придание Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса. Это орган, который, по сути, обладает самыми высокими полномочиями наряду с Президентом. Это можно видеть и по утверждению основных направлений внутренней и внешней политики.
Надо сказать, что все наши референдумы сыграли важнейшую роль в нашей общественной, политической и правовой системах.
Назначать референдумы вправе Президент, Всебелорусское народное собрание, парламент и граждане
Если говорить про определение референдума, то это прежде всего народное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Какого-то перечня этих важнейших вопросов в законодательстве нет. Но мы, если хотите, интуитивно и содержательно понимаем важность того или иного вопроса.
Субъектами, которые вправе назначить референдум, являются Президент, Всебелорусское народное собрание, две палаты нашего парламента и граждане. Но граждане могут инициировать референдум в том случае, если их не менее 450 тыс. Причем от каждой области должно быть не менее 30 тыс. человек. То есть должно присутствовать равное представительство.

Изначально мы определяем отношение белорусов к тому или иному вопросу. А уже потом идет процесс организации референдума.
Со стороны органов государственной власти вносятся предложения, а потом определяется дата для голосования. Эта практика у нас апробирована.

Я хочу заметить, что в ряде западных стран не проводились общегосударственные референдумы. Возможно, политики боятся, что их позиция не будет поддержана народом. Это справедливо в отношении стран так называемой западной демократии.
"На протяжении периода подготовки Конституции 1994 года было более 10 вариантов текста Основного Закона"
У нас на протяжении периода подготовки Конституции 1994 года было более 10 вариантов текста Основного Закона. И парламент не мог определиться с некоторыми нормами. Время от времени возникал вопрос о том, какая должна быть республика по форме правления: президентская либо парламентская. Или вопросы о землях сельскохозяйственного назначения. Могут они быть в частной собственности или нет? Или вопрос о том, как должны работать парламентарии: на профессиональной основе либо совмещать с основной работой?
Сейчас эти вопросы разрешены. Понятно, что парламентарии должны работать только на профессиональной основе. Тот же вопрос разбазаривания земель сельхозназначения до сих пор остро стоит в некоторых странах.

По смертной казни у нас был вопрос на референдуме. Вот в военное время даже по протоколу 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что могла быть смертная казнь.
Но мы действуем исходя из нашей правовой политики, определенной ситуации и так далее.

Вообще, такая форма голосования, как референдум, апробирована в мировой практике. Не хочется углубляться в древние времена, но даже в советский период все-таки стремились выяснить настроения людей, их мнения и так далее. Например, когда принималась Конституция 1970 года.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК