"Выборы – это то, что держится на плечах энтузиастов"
Лидия ЕРМОШИНА – экс-председатель Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов
"До 1997 года все избирательные кампании Центральная комиссия проводила при наличии только одного юриста в штате"
Я вошла в Центральную комиссию в 1992 году. Поэтому я могу сказать, что отношусь в полном смысле слова к старожилам ЦИК. Тогда это был, скажем, весьма самодеятельный орган, который не обладал юридической самостоятельностью и принадлежал Верховному Совету Белорусской ССР. И во многом он зависел от позиции депутатов Верховного Совета.
У людей было намного меньше опыта. У нас не было никаких документов, действовали еще советские законы, которые мы приспосабливали к выборам, что проходили у нас. Тем не менее до 1997 года все избирательные кампании Центральная комиссия проводила при наличии только одного юриста в штате. Достаточно вспомнить сложнейшие первые альтернативные выборы, которые состоялись в марте 1990 года.

Кстати, вот под эти выборы и был создан ЦИК как самостоятельная и постоянно действующая организация. До этого, собственно говоря, выборами занимался орготдел Верховного Совета Белорусской ССР. А первый профессиональный орган появился именно под выборы марта 1990-го. Это был единый день голосования. Проходили одновременно выборы депутатов Верховного Совета и депутатов местных советов. Причем количество депутатов тогда было гораздо большим, в разы большим, чем сейчас. Только в парламенте было около 300 депутатов.
Если говорить про 1990 год, то первые альтернативные выборы вызывали у населения огромный интерес. С продуктами и деньгами было напряженно, заводы стояли. И тогда политика была тем хлебом, которым жило население. Я могу сказать, что, с одной стороны, это были сложные выборы. А с другой – они не характеризовались скандалами. И население, и те, кто участвовал, были людьми законопослушными.
"Сравнивать ЦИК в девяностые и ЦИК сейчас – то же самое, что сравнивать художественную самодеятельность с профессиональным коллективом"
За 35 лет ЦИК прошел очень большой путь. Сравнивать ЦИК в 90-е и ЦИК сейчас – это то же самое, что сравнивать художественную самодеятельность с профессиональным коллективом. По сути дела, это огромная разница. Сейчас ЦИК – это неотъемлемая часть нашего государства и общества. Общество осведомлено о деятельности Центральной комиссии больше, чем о деятельности какой-то другой государственной организации.
Самое главное, что в 1996 году Центральная комиссия приобрела статус независимого органа. Она была отделена от парламента и вообще любой государственной структуры. Это и является самым главным. Независимость позволила нам, по сути дела, проводить собственную электоральную политику. И позволила действительно создать некий авторитетный, особый орган в глазах избирателей и международного сообщества.
Кроме того, в 2000 году был разработан Избирательный кодекс. Ни наша страна, ни другие государства на территории бывшего Советского Союза еще не знали аналога Избирательного кодекса. Мы написали этот документ первыми. И я могу сказать, что его принятию предшествовал общественно-политический диалог в обществе, в котором участвовали все политические силы – в том числе и оппозиция.
"Миссия наблюдателей СНГ началась именно с Беларуси"

В 2001 году у нас стал работать институт международного наблюдения. Кстати, миссия наблюдателей СНГ началась именно с Беларуси, с президентских выборов 2001 года.

После событий 2020 года новый состав Центральной комиссии при разработке дополнений в Избирательный кодекс, например, отказался от голосования за рубежом. В определенном плане был ужесточен и вопрос аккредитации наблюдателей, а также их присутствия на избирательных участках.
Кроме того, Центральная комиссия нынешнего состава гораздо больше времени стала уделять правовой пропаганде, правовому просвещению населения. Мы всегда исходили из того, что ЦИК просвещает и обучает в соответствии со своей компетенцией только организаторов выборов. Сейчас, собственно говоря, Центризбирком работает на всех избирателей нашей страны.
"Большая часть миссий ОБСЕ всегда приезжала с инструкциями быть жесткими и предвзятыми"
Можно сказать, что большая часть миссий ОБСЕ всегда приезжала с заранее данными им инструкциями быть жесткими и предвзятыми. А к концу выборов эта позиция уже формировалась очень четко. Конечно, это было сложно. Однако международное наблюдение существенно повышает квалификацию организаторов выборов. Люди, которые знают, что они работают под жестким наблюдением контролеров, гораздо четче следят за соблюдением закона.
Поэтому я считаю, что международное наблюдение – это скорее благо. Единственное, что должны быть разработаны – и мы не раз говорили об этом – некие универсальные международные избирательные стандарты, которые должны опираться не на политизированное мнение европейских или американских политиков, а исходить из национального законодательства каждой страны.
Кстати, так они и поступают в Соединенных Штатах, во Франции и вообще во всех европейских государствах. Что же касается стран, которые были образованы на территории бывшего Советского Союза, не считая стран Балтии, тут совершенно противоположный подход. Тут уже берется какое-то личное мнение, опрашиваются люди, которые не имеют никакого отношения к выборам. И, в общем, тут уже действует целиком субъективная оценка.
"Выборы – это то, что держится на плечах энтузиастов"
Что касается оплаты, то это, конечно, не про выборы. Выборы – это то, что держится на плечах энтузиастов. Сразу могу сказать, что в 90-е членам комиссий не платили вообще ничего. Потом – особенно когда появился Избирательный кодекс – я убедила главу государства, что труд в избирательных комиссиях должен обязательно оплачиваться. Он оплачивается во многих государствах, но не везде.
У нас труд избирательных комиссий сейчас оплачивается, но именно за дни дежурства в комиссии и за основной день выборов. Причем члены участковой комиссии получают двойную заработную плату. Территориальным комиссиям платят одинарную.

Могу сказать, что за эти годы сформировался очень хороший костяк профессионалов. Особенно это касается комиссий более крупного уровня. Те же окружные комиссии, территориальные комиссии. Там работают люди, которые занимают достаточно высокие посты в учреждениях образования, государственного управления, культуры. Это грамотные, образованные люди.
Если говорить об участковых комиссиях, то я могу сказать, что в 90-е годы уровень квалификации участковых комиссий тоже был очень высок. Это было то хорошее советское наследие. Эти люди долгие годы занимались выборами, привлекались к этой общественной нагрузке.

Сейчас, к сожалению, произошла очень большая замена составов участковых, территориальных комиссий. Поэтому Центральная комиссия организовала специальные курсы по обучению. Людей нужно постоянно обучать. Это обязательный процесс.
"Ни в одной стране выборы не проходят без тех или иных нарушений"
Невозможно посчитать, сколько было нарушений на выборах, потому что выборы без нарушений вообще не проходят в силу влияния человеческого фактора. Ни в одной стране выборы не проходят без тех или иных нарушений. Мы люди, мы не роботы. И, естественно, любой человек может ошибаться. Избиратель может вести себя неправильно. Например, может получить на участке избирательный бюллетень и уйти с ним. Либо избирательный бюллетень испортить. Всякое бывает.
Или может попроситься, как это было в девяностые, проголосовать за бабушку, за дедушку, за маму, за жену, которая сейчас варит холодец и никак не может прийти. И это было массовое явление. Мы от него, кстати, полностью избавились. Сейчас в стране у нас такого нет. Все голосуют лично.

Единственное, бывают какие-то проблемы, когда избиратель просится и голосует не по месту своего жительства.
Тем не менее сейчас и ранее Центральная комиссия принимала достаточно либеральные постановления, которые позволяют проголосовать при предоставлении доказательств фактического проживания по тому или иному месту жительства. Еще 20 лет тому назад это не предусматривалось, но, с другой стороны, в те времена проживание не по месту регистрации было редкостью.
В Беларуси ни разу не было такого, чтобы ошибка повлияла на итоги выборов
Конечно, ошибки есть по вине той или иной стороны. Но все зависит от того, повлияла ли эта ошибка на итоги выборов.
Даже тогда, когда в былые годы у нас были заявления о вбросах бюллетеней. Причем эти провокации могут сделать и избиратели, и наблюдатели от той или иной партии. Все повторные пересчеты голосов, которые делались на участках, никогда не дали однозначного результата, на основании которого выборы можно было признать недействительными.
"В 2020 году была самая сложная с точки зрения политического давления кампания"
Я думаю, что в 2020 году была самая сложная с точки зрения политического давления кампания. Со всеми техническими проблемами всегда можно справиться. Можно справиться с большой альтернативой, когда много участвует кандидатов и комиссиям тяжело работать. Выборы потом вспоминаются все равно с удовольствием.
Но вот то моральное давление, те угрозы, которые испытал и ЦИК, и все избирательные комиссии в 2020 году, конечно, никак не позволяют нам вспоминать эти выборы с удовольствием. Боюсь, что это шрамы на сердце у многих, в том числе у меня.
"Любое государство будет разгонять тех, кто пытается штурмовать Центризбирком"
У нас каждые выборы имеют свои особенности. Для меня, конечно, судьбоносными были первые выборы в качестве председателя. Это референдум 1996 года. Я, наверное, меньше знала тогда, чем председатель участковой комиссии. И, конечно, мне приходилось всему учиться. Слава богу, у меня были опытные учителя. Это те, кто работал в аппарате Центральной комиссии.

Самой, наверное, тяжелой кампанией с моральной точки зрения были выборы 2020 года.
Были и очень интересные избирательные кампании. Я бы назвала в этом плане кампанию 2010 года. Выборы-то сами были, скажем так, как песня. Они проходили с хорошим настроением, в них же участвовала, по сути, вся оппозиция, которая пожелала участвовать. Там были грандиозные послабления. В общем-то, выборы проходили очень легко. И они бы были обязательно признаны и ОБСЕ, и Европейским союзом, и всеми остальными организациями.
Но вот тогда враждебные силы, действующие из-за рубежа, организовали "плошчу" буквально за два-три дня, чтобы не признать выборы, чтобы был обязательно разгон.

Любое государство будет разгонять тех, кто пытается штурмовать Центризбирком. Естественно, по-другому быть не может. Но нам это поставили в вину. Выборы не признали, санкции наложили. А ведь эти выборы шли к очень светлому, хорошему финалу.
"Мы в Центральной комиссии, рассматривая тот или иной вопрос, исходили не только из того, что является более правильным, а еще и из того, что повлечет наименее вредные последствия"
Такой формат, как единый день голосования, я опробовала очень давно, еще в советское время. Тогда был только единый день голосования. И выборы 1990 года, и конституционный референдум с парламентскими выборами 2004 года – это тоже единый день голосования. Так что это совершенно не новое для нас явление. Единый день голосования был известен. Просто сейчас он узаконен.
Я считаю это удобным, прежде всего для политических партий. Они могут сконцентрироваться и проводить агитацию на местных и парламентских выборах, агитировать за кандидатов в депутаты во все органы власти, которые идут от данной партии.

Это для средств массовой информации, конечно же, удобно. У них разнообразие, у них есть у кого брать интервью и кого представлять избирателям.

Единственное, у организаторов выборов в определенном плане происходит утрата полученных навыков. На два-три года люди забывают, что такое выборы. Все-таки когда выборы каждый год, конечно, это тяжело для власти, особенно тяжело для правоохранителей, но при этом компетенции организаторов выборов не утрачиваются.

Поэтому любой институт всегда содержит плохое и хорошее. Мы в Центральной комиссии, рассматривая тот или иной вопрос, исходили не только из того, что является более правильным, а еще и из того, что повлечет наименее вредные последствия.
"Избирательная кампания должна проходить в оптимально короткие сроки"
Если мы возьмем выборы 2006 года, то они должны были состояться летом, а состоялись в марте. Выборы 2010 года – это тоже в определенном плане несколько досрочные президентские выборы. Они должны были состояться, по-моему, в феврале, а прошли в начале декабря.

Надо всегда исходить из того, что Центральная комиссия всегда готова. Она, как Министерство обороны, постоянно тренируется. Поэтому я думаю, что Центральная комиссия приступила к подготовке президентской кампании сразу же после того, как подвела итоги единого дня голосования, который состоялся в феврале.

Считаю, срок для подготовки к проведению выборов 2025 года достаточный. Кстати, трехмесячный срок для этого - вообще необходимый срок. Он минимальный, но он не должен быть больше, потому что избирательная кампания политизирует общество, создает политическое напряжение. Она не может длиться долго. Избирательная кампания должна проходить в оптимально короткие сроки. Я думаю, что Центральная комиссия обладает всеми ресурсами, возможностями и знаниями, чтобы организовать президентскую избирательную кампанию 2025 года.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК