"Все изменения в Конституцию вносились при широком всенародном обсуждении"
Петр МИКЛАШЕВИЧ – председатель Конституционного Суда
15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь, которая определила устройство общества и государства, систему государственной власти, конституционные права и свободы граждан. За 30-летний период на конституционной основе осуществлялось государственное строительство и социально-экономическое развитие нашей страны. В 1996 и 2004 годах вносились необходимые изменения в Конституцию. Поэтому, безусловно, можно утверждать, что Конституция - это не застывший документ, а, образно говоря, живой организм. И она должна изменяться с учетом развития уровня общественных отношений на современном этапе.
Не так давно возникла необходимость сущностно дополнить нашу Конституцию. Поэтому 27 февраля 2022 года на референдуме были внесены изменения и дополнения в Конституцию. Это определило вектор дальнейшего устойчивого динамичного развития Беларуси как демократического социального правового государства. И сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что все изменения в Конституцию вносились при широком всенародном обсуждении. Она по существу отвечает потребностям общества и государства.
Действующий конституционно-правовой механизм позволяет проводить в Беларуси свободные и демократические выборы
Если говорить об избирательных правах, то здесь следует отметить, что в Конституции закреплены основные принципы избирательного права. Выборы являются всеобщими, прямыми, равными, свободными, осуществляются путем тайного голосования. На основе этих конституционных принципов у нас сформировано избирательное законодательство.
Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что действующий конституционно-правовой механизм дает возможность нашей стране проводить свободные и демократические выборы как Президента, так и депутатов всех уровней. В соответствии со статьей третьей Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ.
Народ осуществляет власть непосредственно, через избираемые им представительные и иные органы. И, соответственно, исходя из этого фундаментального конституционного положения, органам власти необходимо создавать все условия для реализации права наших граждан формировать представительные органы власти. Граждане нашей страны являются активными участниками конституционных правоотношений и свободно выражают свое волеизъявление по формированию органов власти.
"Электоральный суверенитет является важнейшей составной частью национальной безопасности"
На Всебелорусском народном собрании была принята Концепция национальной безопасности, где впервые было признано, что электоральный суверенитет является важнейшей составной частью национальной безопасности. То есть государство самостоятельно и независимо организовывает проведение выборов. Конечно, этот процесс должен соответствовать Конституции.
Сегодня это важнейшая государственная задача. И в современных условиях государственным органам необходимо принимать все меры для того, чтобы обеспечить электоральный суверенитет. Чтобы граждане могли свободно на выборах выражать свою волю.
"Наша республика стала президентской, и время показало, что народ сделал правильный выбор"
Уже через несколько лет после принятия Конституции Республики Беларусь возникла объективная необходимость принимать на конституционном уровне меры для того, чтобы повысить эффективность системы государственного управления. В то время Верховный Совет противодействовал Президенту, когда тот пытался вывести нашу страну из сложнейшей социально-экономической и политической ситуации.
Именно поэтому на референдуме в 1996 году были внесены изменения в Конституцию, которые существенно расширили полномочия Президента. С этого момента наша республика стала президентской, и время показало, что народ сделал правильный выбор. Благодаря сильной президентской власти наша страна устойчиво и динамично развивается, несмотря на различные вызовы и угрозы.
"Сегодня принимаются все необходимые меры, чтобы обеспечить электоральный суверенитет"
Я принимал участие во всех выборах депутатов парламента и Президента с того самого момента, когда наша страна стала суверенной и независимой. Но я хотел бы особо отметить выборы Президента в августе 2020 года. Я как избиратель отдал свой голос за действующего Президента Александра Григорьевича Лукашенко как эффективного руководителя нашей страны, делающего все в интересах народа.
С другой стороны, некоторые граждане, оппозиционно настроенные в тот период, пытались дестабилизировать ситуацию в нашей стране, извратить суть конституционной демократии. Поэтому я как председатель Конституционного Суда инициировал принятие значимого документа для стабилизации общественно-политической ситуации в нашей стране. Конституционным Судом 25 августа 2020 года была принята конституционно-правовая позиция по защите конституционного строя.

Во-первых, было указано, что граждане, реализуя свои политические права в избирательном процессе, должны учитывать следующее - в соответствии с Конституцией любые действия, направленные на изменение конституционного строя насильственными методами, наказываются по закону.
Во-вторых, было указано, что Конституция не допускает создание общественных органов или организаций, которые ставят своей целью пересмотреть итоги выборов Президента. И поэтому созданный оппозиционными силами координационный совет является неконституционным.

Вот эти принципиальные положения явились ориентиром для действия других государственных органов, чтобы пресечь нарушения нашей Конституции. И сегодня принимаются все необходимые меры, чтобы обеспечить электоральный суверенитет, создать все необходимые условия, чтобы подобное не повторилось.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК