"Основная функция наблюдения - это повышение доверия граждан к выборам"
Елена БАЛДОВСКАЯ – секретарь ЦИК
Иностранные и международные наблюдатели - в чем различие?
Наш Избирательный кодекс различает понятия "иностранные наблюдатели" и "международные наблюдатели" Иностранные наблюдатели - это представители зарубежных государств, которые выступают на выборах в качестве индивидуальных экспертов.
А международные наблюдатели - это представители международной организации, которая, собственно, и является субъектом наблюдения. Институт международного и иностранного наблюдения в нашей стране введен с 1994 года. Далее эта норма из законодательства о выборах депутатов Верховного Совета перешла в положения уже кодифицированного закона. В 2000 году был принят Избирательный кодекс. На сегодняшний день Конституция Республики Беларусь и Кодекс закрепляют принципы открытости и гласности выборов и референдумов. Институт иностранного (международного) наблюдения в том числе обеспечивает реализацию этих принципов.
Центризбирком также наделен полномочиями разъяснять нормы избирательного законодательства. В части регулирования отношений, связанных с международным наблюдением, мы уточняем некоторые позиции Избирательного кодекса и определяем процедурные вопросы, связанные с аккредитацией иностранных и международных наблюдателей.
Этот документ определяет принципы политической нейтральности, беспристрастности, невмешательства и составления итоговых заключений международными наблюдателями на основании исключительно наблюдения и фактических материалов. Институт международного наблюдения, безусловно, поднимает авторитетность избирательного процесса, и основная функция наблюдения - это повышение доверия граждан к выборам посредством открытости и гласности избирательных процедур и международного наблюдения. Это оценка соответствия выборов национальному законодательству и международным обязательствам.
Какие правила для международных наблюдателей устанавливает наш закон
Помимо норм международного права, которое определяет принципы международного наблюдения, наш закон тоже устанавливает правила осуществления наблюдения, права и обязанности международных наблюдателей.
Международный наблюдатель не может использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов. Наблюдатель, например, не может участвовать в агитации, не может оказывать какую-либо помощь кандидатам: финансовую, информационную, методическую. Наблюдатели не могут вмешиваться в процесс голосования, препятствовать работе комиссии, проводить опросы общественного мнения. Функция контроля в этом вопросе закреплена за Центральной избирательной комиссией и всеми нижестоящими комиссиями. В случае установления фактов нарушения законодательства Центризбирком вправе лишить такого наблюдателя аккредитации.
В 2013 году Центризбирком стал членом Всемирной ассоциации организаторов выборов, в состав которой входят 109 государств. В прошлом году начал свою деятельность Консультативный совет руководителей избирательных органов государств - участников СНГ.
Мы развиваем активно и двусторонние отношения. Подписано соглашение о сотрудничестве с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, протокол о сотрудничестве с коллегами из Центральной избирательной комиссии Узбекистана.
Взаимодействие налаживается не только в период избирательных кампаний, но и при повседневной работе. Проводятся электоральные форумы, научно-практические конференции, круглые столы, где происходит взаимодействие, обмен опытом.

При корректировке закона всегда проводится анализ и международного опыта организации и проведения выборов. Новые позиции в нашем избирательном законодательстве, безусловно, основываются на нашем собственном опыте. Вместе с тем аналогичный опыт есть и в других государствах.

Примером может служить отмена порога явки на парламентских выборах в нашей стране. Для нас это решение было абсолютно обоснованным в связи с тем, что введен единый день голосования, когда в рамках одной кампании избираются депутаты парламента и местных советов депутатов. На выборах в местные советы порог явки был отменен с 2010 года.
Новые полномочия появились, например, у участковых комиссий. Они могут увеличивать количество переносных ящиков, которые используются при голосовании граждан на дому в основной день выборов. Связано это, как правило, с погодными условиями, с количеством заявлений, которые получает участковая комиссия, удаленностью населенных пунктов от участка для голосования. Аналогичный опыт, например, есть в России.

Ряд государств не организовывают голосование за рубежом. Это и Турция, и Армения, и Черногория. Соответствующая норма внедрена и в наше законодательство. Этому, безусловно, способствовал ряд объективных причин.

Если говорить о запрете на фото- и видеосъемку заполненного бюллетеня, то есть страны, где в целом запрещено использование каких-то мобильных устройств на участках.
Например, в Кыргызстане нельзя фотографировать даже пустой бланк бюллетеня. В Бразилии установлена уголовная ответственность за использование мобильных устройств. Соответственно, любое изменение законодательства опирается и на собственный опыт, и на глубокий анализ международных норм и реализации законов в других государствах.

"Мы говорим о возможном расширении представительства иностранных и международных наблюдателей на президентских выборах"
Традиционно Центризбирком приглашает на выборы своих коллег из центральных избирательных органов государств - участников СНГ.

Сейчас мы говорим о возможном расширении представительства иностранных и международных наблюдателей. Это могут быть наши коллеги из европейских стран, из стран Латинской Америки, Африки.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК