ПРОЕКТ ДОПОЛНЯЕТСЯ
РЕФЕРЕНДУМ
процедура
законодательство
перечень измененений
история
(статья 3 Конституции Республики Беларусь)
принята Конституция Республики Беларусь. Она дважды совершенствовалась в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

По ней мы живем и сегодня, а день ее принятия является государственным праздником — Днем Конституции.
15 МАРТА 1994 ГОДА
Появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы.
Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.
1996
2004
РЕФЕРЕНДУМ
В 2021 году в Беларуси началась работа над новым проектом Конституции. В феврале обновленный вариант Основного закона страны планируется вынести на референдум.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни в Беларуси могут проводиться республиканские и местные референдумы. В референдумах принимают участие все граждане, обладающие избирательным правом, проживающие в Беларуси. Это делает референдум важнейшим проявлением демократии, позволяя населению самостоятельно принимать важнейшие решения, влияющие на жизнь граждан.

  • Республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

  • Местные референдумы назначаются соответствующими местными Советами депутатов по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих территорий.

Право участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

  • которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
  • связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента и палат Национального собрания Республики Беларусь;
  • о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов, сборов (пошлин);
  • об амнистии, о помиловании.

Порядок проведения выборов определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Информация сайта president.gov.by
(Лукашенко о Конституции и переменах во время выступления на VI Всебелорусском народном собрании)
Предложение об изменении Конституции прозвучало во время выступления Президента на открытии VI Всебелорусского народного собрания 11 февраля 2021 г. Белорусский лидер напомнил, что изменение Основного закона - не новая тема.
11 ФЕВРАЛЯ 2021ГОДА
"Два с лишним года назад я поручил готовить новые проекты Конституции. Недавно, в Послании народу и парламенту заявил, что у меня на столе были два проекта Конституции", - сказал он. Теперь речь идет о подготовке третьего варианта.

15 марта 2021 года Президент подписал указ №105
о создании конституционной комиссии

Созданной Конституционной комиссии было поручено разработать предложения по изменению Конституции Беларуси и обеспечить их всенародное обсуждение

В состав Конституционной комиссии вошли 36 человек. Это представители государственных органов, юридической науки, общественных объединений, различных отраслей экономики и социальной сферы — заслуженные и авторитетные люди, имеющие активную гражданскую позицию.

Руководить работой комиссии будет Председатель Конституционного Суда заслуженный юрист Беларуси Петр Миклашевич. Его заместители на посту председателя комиссии — председатели Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Владимир Андрейченко и Наталья Кочанова.

28 сентября 2021 года на расширенном заседании Конституционной комиссии глава государства определил, как и кто до референдума будет дорабатывать проект новой Конституции. По его поручению было подготовлено распоряжение Президента о создании рабочей группы

В состав рабочей группы вошли глава Администрации Президента Игорь Сергеенко, председатель Совета Республики Наталья Кочанова и представители обеих палат парламента, заместитель госсекретаря Совета безопасности Александр Рахманов, руководитель Аппарата Совета Министров Константин Бурак, зампредседателя Конституционного суда Наталья Карпович и судья Ольга Сергеева, председатель Федерации профсоюзов Михаил Орда, помощник главы государства Александр Косинец и доктор педагогических наук, профессор Александр Радьков.
Работая над подготовкой нового проекта Основного закона страны, Конституционная комиссия поначалу внесла наработанные предложения, аккумулировав в том числе многочисленные инициативы граждан. Этот вариант взяла за основу рабочая группа, которая сосредоточила свою деятельность на ряде нерешенных принципиальных вопросов и попыталась сформулировать то, что не получилось у Конституционной комиссии. Александр Лукашенко несколько раз встречался с рабочей группой.

Работа над обновленным вариантом Основного закона страны носила достаточно напряженный характер. Изменения коснулись практически всех разделов.
ВНЕСЕНЫ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
77
статей
11
НОВЫХ
1
НОВАЯ
раскрываЮТСЯ статус, полномочия, компетенции Всебелорусского народного собрания
ГЛАВА
статей
?
?
?
(Александр Лукашенко о Конституции)
Предлагается конституционно закрепить статус ВНС. Наделить его стратегически важными для стабильности страны полномочиями. По мнению Президента, данный институт народовластия соответствует вековому национальному укладу жизни белорусов.
ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
По проекту Конституции - это высший представительный орган народовластия. В разделе достаточно подробно расписаны полномочия ВНС: определять и утверждать стратегические направления развития страны, программы социально-экономического развития.
Предполагается, что ВНС будет наделено правом отменять решения других органов, если эти решения будут противоречить интересам национальной безопасности нашей страны. Отдельные дополнения, которые прописаны и касаются назначения руководства и судей Конституционного суда, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии тоже могут быть отражены в полномочиях ВНС.
Всебелорусское народное собрание будет сформировано на демократических принципах и должно стать стабилизирующей силой в отношении между всеми ветвями власти. В состав делегатов будут входить представители исполнительной, законодательной, судебной ветвей власти, а также представители местных Советов депутатов и гражданского общества. Вопрос состава и порядок формирования ВНС остается открытым.
В преамбуле проекта Конституции закрепляются в качестве основных принципов сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций.
РАЗДЕЛ.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
– установить положения о развитии Республикой Беларусь атомной энергетики в мирных целях и обеспечении безопасности при производстве и использовании атомной энергетики;

– указать на исключение возможности военной агрессии с территории Республики Беларусь в отношении других государств;

– предусмотреть, что в соответствии с международными договорами Республика Беларусь может использовать коллективную оборону для обеспечения суверенитета и территориальной целостности;

– предусмотреть обязанность государства обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.
(Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко)
личность.
общество.
государство
– закрепить современные принципы социального государства, где блага создаются посредством труда и каждый вносит посильный вклад в осуществление задач государства и общества;

– установить, что брак – это союз женщины и мужчины;

– закрепить гарантии государственной поддержки для семей с детьми;

– предусмотреть для лиц с инвалидностью равные возможности для их участия во всех сферах жизни;

– закрепить в качестве конституционного долга граждан проявление патриотизма, гражданской активности, сохранение исторической памяти.

РАЗДЕЛ.
РАЗДЕЛ.
избирательная система.
референдум
–определить конституционный статус Центральной избирательной комиссии; – исключить запрет на участие в выборах лиц, в отношении которых избрана мера пресечения содержание по стражей;

– установить запрет финансирования расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями и иностранными гражданами;

– исключить возможность отзыва депутатов Палаты представителей из членов Совета Республики;

– установить единый день голосования для выборов депутатов Палаты представителей и местных Советов депутатов.
Центральная избирательная комиссия получит новое название и полномочия
(Александр Лукашенко на совместном заседании Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции)
президент.
парламент.
правительство.
суд
РАЗДЕЛ.
– сохранить Президентскую форму правления;

– для занятия должности Президента установить более высокий возрастной ценз – 40 лет, ценз оседлости – постоянное проживание в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, ценз гражданства – не иметь гражданства иностранного государства;

– установить, что одно и то же лицо может быть Президентом не более 2 сроков;

– определить в полном объеме законодательные полномочия Парламента, расширив его контрольные полномочия и участие в решении кадровых вопросов;


– увеличив срок Полномочия Парламента с 4 до 5 лет;

– изменить порядок проведения сессий Парламента. Одна сессия – с сентября по июнь;

– расширить полномочия Правительства и его самостоятельность в принятии решений в сфере исполнительной власти;

– расширить полномочия Премьер-министра, усилив его роль в формировании Правительства, путем внесения Президенту предложений о структуре Правительства, назначений на должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;
– закрепить полномочия Правительства вносить предложения Президенту о назначении и отзыве дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

– установить на конституционном уровне статус и функции Верховного Суда как высшего судебного органа, возглавляющего систему судов общей юрисдикции;

– установить новые полномочия Конституционного Суда: рассмотрение конституционных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, проверка конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, проверка конституционности законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих проведение выборов Президента, депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики в порядке обязательного предварительного контроля, проверка соблюдения установленного порядка в выдвижении обвинения Президенту в совершении госизмены или иного тяжкого преступления.