ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ
РЕЗИДЕНТУРА - НОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КЛИНИКИ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗАХ
С 2023 ГОДА ВВОДИТСЯ НОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - РЕЗИДЕНТУРА
Это закреплено в новой редакции закона о здравоохранении, которая проходит подготовку ко второму чтению. Претерпит изменения статья закона, касающаяся клинической ординатуры. Она будет изменена на резидентуру. Но это не аналог клинической ординатуры, не одно и то же.
ОЛЬГА КОЛЮПАНОВА
НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЙ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ВВЕДЕНИЕ В СТРАНЕ ТАКОЙ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ, КАК РЕЗИДЕНТУРА, ПЛАНИРУЕТСЯ С 2023 ГОДА
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРЕБУЕТ ОТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ
Речь идет об освоении высокотехнологичных вмешательств, дальнейшем совершенствовании и повышении качества профессиональной подготовки с учетом современного состояния и перспектив развития здравоохранения, интеграции с мировой системой медицинского образования.
Резидентура будет направлена на индивидуальную постдипломную подготовку врачей-специалистов, углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ 63 СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО ОНИ ВСЕ ОСТАНУТСЯ В РЕЗИДЕНТУРЕ, НО БУДУТ ПРЕДУСМОТРЕНЫ РАЗНЫЕ СРОКИ ПОДГОТОВКИ
Этот вопрос еще обсуждается, отметила начальник главного управления. Каждое учреждение образования будет отвечать за определенные специальности. Например, за подготовку в области хирургии, акушерства и гинекологии - БелМАПО, кардиологии и кардиохирургии - РНПЦ "Кардиология", нейрохирургии - РНПЦ неврологии и нейрохирургии, стоматологии - Витебский медуниверситет, БГМУ, трансплантологии - БГМУ, диагностических исследований - Гомельский медуниверситет. В этом процессе также будут задействованы образовательные центры всех РНПЦ по разным направлениям.
Мы глубоко убеждены, что кардиохирурги, нейрохирурги, хирурги, трансплантологи, стоматологи высокого уровня - это специалисты, которые должны пройти серьезную подготовку в резидентуре.
Во многих странах базовое медицинское образование включает шесть лет подготовки в медуниверситетах, после окончания которого присваивается квалификация врача общей практики. Чтобы стать высококвалифицированным врачом-специалистом, затем необходимо пройти последипломную подготовку в резидентуре. В зависимости от специальности она может длиться от года до пяти лет. После этого специалист высокого класса получает допуск в профессию и может оказывать медицинскую помощь, применяя высокотехнологичные методики.
ИГОРЬ СТОМА
РЕКТОР УО "ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК,
ДОЦЕНТ
РЕЗИДЕНТУРА ПОМОГАЕТ СФОРМИРОВАТЬ БОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА И БОЛЕЕ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Убежден, что более длительная, глубокая подготовка по высокотехнологичным специальностям действительно необходима. Это не только формирование ключевых специалистов с высоким уровнем компетенций, это еще и некое созревание современного доктора. На первом курсе мы получаем зачастую молодых и незрелых людей, в том числе в моральном плане. И даже получив диплом о высшем медицинском образовании, молодому специалисту необходимо готовиться дальше, созревать, находиться в среде учителей-единомышленников.
ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИКООРИЕН-ТИРОВАННОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
Ранее студенты медуниверситетов начинали изучать онкологию еще на 3-м курсе в том объеме, который можно назвать своего рода введением. Теперь онкологические заболевания изучаются в рамках профильной кафедры на 5-м курсе, соответствующий цикл есть на 6-м курсе. Мне кажется, этот аспект надо усиливать. Раз сегодня это проблема, то на нее надо обратить большее внимание.
АНАТОЛИЙ ЩАСТНЫЙ
РЕКТОР ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ С ПЕРЕСМОТРА ТИПОВЫХ ПРОГРАММ
Из-за пандемии COVID-19 все чаще говорят о тестировании, создании вакцин. "Но много ли у нас часов иммунологии? А есть ли у нас молекулярная биология? Сегодня это практически не представлено в наших программах. Вместе с тем есть и ситуации, когда наблюдается излишек часов на изучение того или иного курса. Например, цикл, связанный с уходом за больными. На мой взгляд, этих часов многовато. Все-таки мы готовим врача, и то, что этот цикл профориентированный, сейчас не скажешь. Программу нужно пересмотреть, оставив часы в качестве практики, работы в отделениях или дежурства.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДО НАЧИНАТЬ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ТИПОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
Три года назад мы ввели такую дисциплину, как основы медицинского ухода, чтобы студенты с первого курса понимали, что они пришли в учреждение образования медицинского профиля. Вместе с тем анализ показал, что, возможно, где-то был перебор в часах, необходим пересмотр.
ОЛЬГА КОЛЮПАНОВА
НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЙ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Более того, проекты новых типовых учебных планов по всем специальностям и направлениям на следующий учебный год уже готовы, их планируют рассмотреть на учебно-методическом объединении в сфере высшего образования в присутствии всех ректоров и деканов. Заседание пройдет в ближайшее время, будут приняты согласованные решения по дальнейшему обучению студентов.
ПРАКТИКА: симуляционный комплекс
Речь идет о создании полноценного европейского центра, где можно будет обучать белорусских студентов и молодых специалистов узким наукоемким практическим направлениям, а также оказывать образовательные услуги на экспорт.
СЕРГЕЙ РУБНИКОВИЧ
РЕКТОР БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НА БАЗЕ БГМУ ПЛАНИРУЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО ДО 2025 ГОДА НОВОГО ЛАБОРАТОРНОГО СИМУЛЯЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
В БГМУ уже есть симуляционная лаборатория достаточно хорошего уровня, которая позволяет проводить занятия по разным направлениям - терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, неотложным состояниям. Я считаю, что это фундамент, основа для подготовки наших студентов. Но если мы хотим идти дальше и формировать высококвалифицированного узкого специалиста, необходимы высокопрофессиональное оборудование, определенные симуляционные аппараты, станки, классы, комнаты, которые бы максимально имитировали клинические состояния и заболевания. Такие центры есть за рубежом, в том числе России.
ВАЖНО МАКСИМАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ И ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ЛЕЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ИГОРЬ СТОМА
В медвузах работают лучшие врачи, потенциал которых необходимо использовать в клинике. В наших вузах есть опыт работы профессорско-консультативных центров. Запись к специалистам высших учебных заведений зачастую на несколько недель, а то и месяцев. Пациенты понимают, что профессор медицины - это человек, который сможет разрешить наиболее сложную ситуацию. С учетом такой востребованности наших специалистов их необходимо максимально интегрировать в клиническую систему.
Например, ортопеду-травматологу на отработку какой-то манипуляции на коленном или плечевом суставе может потребоваться максимум пару дней. Хороший уровень практико-ориентированной подготовки студентов и молодых специалистов в конечном итоге повысит качество оказания высококвалифицированной помощи населению.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ДЛИТЬСЯ МЕСЯЦЫ, ОНИ МОГУТ БЫТЬ КРАТКОСРОЧНЫМИ
РЕКТОР УО "ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК,
ДОЦЕНТ
ПРАКТИКА:
университетская клиника
УЧЕБНЫЙ КОРПУС ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПЛАНИРУЮТ ПОСТРОИТЬ РЯДОМ С УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КЛИНИКОЙ
Есть решение о выделении земельного участка, вуз приступает к проектным работам. После того как будет построен новый корпус, все клинические кафедры разместятся не в отделениях, как сейчас, а будут выведены в отдельный корпус. Студенты смогут при необходимости посещать клинические отделения, не нарушая лечебный процесс.
ЕЛЕНА КРОТКОВА
РЕКТОР ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кроме того, начат ремонт хирургического корпуса университетской клиники. Ведется реконструкция студенческого общежития №2. В 2019 году было введено в строй общежитие на 1030 мест. По словам ректора, это повышает престиж вуза и создает комфортные условия для проживания студентов, что немаловажно, поскольку они могут не отвлекаться на бытовые проблемы и сосредоточиться на учебном процессе.
На мой взгляд, это очень важно и востребовано, так как университет будет работать неотрывно от практического здравоохранения. Лечить, учить и заниматься наукой - все это на своей базе, со своими кадрами, своим бюджетированием. Более того, это новые возможности для экспортных образовательных услуг. Создание университетской клиники, к слову, также есть в планах Витебского медуниверситета.
АНАТОЛИЙ ЩАСТНЫЙ
РЕКТОР ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СОЗДАНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛИНИК - ЭТО МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
ЕЛЕНА КРОТКОВА
РЕКТОР ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Проект "Университетская клиника" начат в 2019 году. Он позволяет академические знания отработать практически еще в момент обучения в вузе. По сути университетская клиника – это многоуровневый, многопрофильный образовательный центр. В университетах работают высококвалифицированные специалисты, соответственно при развитии образовательного процесса будет развиваться и лечебный, так как помощь будет оказываться непосредственно пациентам: жителям страны и региона. Причем в самых сложных случаях, потому что университетская клиника во всех странах – это высокий уровень оказания медицинской помощи.
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
Университетская наука требует определенных преобразований и финансовой поддержки. Я уверен, что в результате будет очень быстрая и качественная отдача как для науки, так и в плане подготовки кадров. Мы привыкли больше говорить об академической науке, но вклад университетской науки отнюдь не меньше. К тому же она связана с очень важным вопросом, который сейчас очень актуален, - это подготовка кадров для университета. Только через научную работу, защиту диссертаций мы можем говорить об остепененности преподавательского состава вуза, подготовке кадров, доцентов, докторов наук.
АНАТОЛИЙ ЩАСТНЫЙ
РЕКТОР ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПЛАНИРУЮТ СОЗДАТЬ В ВИТЕБСКОМ МЕДУНИВЕРСИТЕТЕ
В нашем университете мы проводим предпроектную подготовку к строительству научно-производственного учебного центра, который будет занимать 7,5 тыс. кв.м, где будет реализован тот посыл, о котором говорил глава государства на II Съезде ученых, - "Университет 3.0".
Речь идет о том, чтобы реально востребованные научные открытия, которые станут возможны благодаря этому центру, могли как можно быстрее пройти путь к производству. Этот центр, на наш взгляд, должен быть. Там будут факультеты, и мы задумываемся о немасштабном фармацевтическом производстве, причем как для научных целей, так и для образовательного процесса.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА УРОВНЕ ВУЗОВ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАН С НАУЧНОЙ РАБОТОЙ
Студентам нужно чаще рассказывать о достижениях белорусского здравоохранения, научных и клинических школ. Путь в медицину в большинстве стран очень сложен, дорог и доступен далеко не всем. В Беларуси бесплатно или сравнительно за небольшие деньги уже в 22-23 года можно стать врачом. Молодым людям нужно понимать, что страна дала им шанс стать высококвалифицированными специалистами, в других странах, возможно, у них этого шанса не было бы.
Мы говорим, что студенты медвузов - это зачастую лучшие выпускники школ. Действительно, наши вузы аккумулируют прекрасных ребят: умных, интересных, мотивированных. Но на студенческом этапе воспитательная работа с ними не менее важна. Студентам необходимо показывать в качестве эталонной работу белорусских специалистов, потому что лучшее воспитание - это воспитание примером, а не словом. Когда молодые люди видят состоявшихся специалистов, которые говорят с ними не только о профессиональной работе, но о своей жизни, выборе, позиции по отношению к стране, студенты хотят на них равняться. На мой взгляд, это самый эффективный вариант воспитательной работы.
Мы работаем с молодежью, а это другое поколение. И нужно, наверное, не подстраивать молодежь под наши требования, а уметь слушать и искать некий компромисс. Сейчас эра социальных сетей. И раз они там, значит, не нужно это игнорировать, а стоит переходить на несколько иной метод общения.
В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НУЖНО УЙТИ ОТ ФОРМАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПОДХОДОВ В СТОРОНУ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ИГОРЬ СТОМА
Воспитательная работа неразрывно связана с остальными направлениями, в том числе научной работой, которая формирует критическое мышление. Ведь согласитесь, что человек, который пишет в студенчестве научные работы, начинает адекватно оценивать источники информации, в том числе в СМИ, информацию в интернете. Функция студенческой науки в том числе и заключается в подготовке мыслящего специалиста, способного анализировать разные точки зрения, чтобы правильно оценивать происходящее.
ЕЛЕНА КРОТКОВА
РЕКТОР ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Студентам нужно больше рассказывать не только о достижениях белорусского здравоохранения, но и об опыте других стран. В вуз приходят абитуриенты с одними из самых высоких баллов, учатся шесть лет, но в итоге зачастую имеют обрывочные знания о зарубежном здравоохранении, страховой медицине. Почему-то создается впечатление, что там все хорошо, а у нас плохо, что в действительности не так. Белорусское здравоохранение развивается очень интенсивно, в частности, в ближайшее время страна полностью перейдет на электронный рецепт, активно ведется работа по материальному оснащению и переоснащению учреждений. Считаю, что нужно знать опыт других стран, чтобы гордиться тем, что есть у нас.
РЕКТОР УО "ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ДОКТОР МЕДИЦИНСКИХ НАУК,
ДОЦЕНТ
"Воспитательная работа со студентами должна строиться на персональном подходе".
Анатолий Щастный

"Студенты БГМУ имеют широкие возможности для саморазвития".
Сергей Рубникович