лет трагедии
149 ХАТЫНЦЕВ
22 марта 1943 года
В ПЛАМЕНИ ИСЧЕЗЛИ
75 ДЕТЕЙ
26 ДОМОВ
В этот день 80 лет назад на Земле не стало Хатыни. Исчезла из жизни тихая, приветливая белорусская деревушка. От рук нацистов погибли почти все ее жители.
В горящей одежде, охваченные ужасом люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, каратели хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов.
Шесть человек признаны свидетелями хатынской трагедии: единственный взрослый свидетель и пятеро детей.
Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда карателей уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына.
тяжелые воспоминания
Трагедия настигла Хатынь в солнечный день 22 марта 1943 года. В этот день для восстановления поврежденной партизанами между Плещеницами и Логойском линии связи были направлены два взвода 1-й роты 118-го полицейского охранного батальона. Подъехав к месту обрыва, полицаи попали в засаду, организованную партизанским отрядом "Мститель". Партизаны обстреляли автоколонну фашистов. В перестрелке, после которой партизаны отступили, был убит немецкий шеф-командир роты гауптман Ганс Вельке.

Этот случай оказался особым для фашистских захватчиков, так как его итог выходил за рамки рядового боя с партизанами. Убитый немецкий офицер Ганс Вельке был широко известен в Германии. В довоенное время он был спортсменом. Мировую известность ему принесла Олимпиада 1936-го, которая как раз и проходила в Германии. На ней Ганс установил мировой рекорд в толкании ядра и стал первым в истории немцем, получившим олимпийскую награду в легкой атлетике. Спортсмен сразу же получил личное поздравление Гитлера и был удостоен офицерского чина. Когда началась Великая Отечественная война, на передовую Вельке не попал, а был направлен на более тихую воинскую должность - командиром одной из рот 118-го полицейского батальона.

После инцидента из Логойска был вызван спецбатальон во главе со штурбанфюрером Оскаром Дирлевангером. По оставшимся на мартовском снегу следам партизан фашистские захватчики пришли в окруженную лесом Хатынь.



Трагедия Хатыни

Ни в чем не повинным людям из деревни Хатынь фашисты вынесли смертный приговор. Из домов в деревне фашисты выгнали стариков, детей, женщин и мужчин. Больных и немощных подталкивали прикладами. Согнали всех в сарай на окраине, в котором когда-то хранилось сено. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в Хатыни.

Взрослые, как могли, успокаивали детей, но тревога с каждой минутой все сильнее охватывала их. Запертые внутри, они не знали, что творилось снаружи. В это время несколько солдат обкладывали стены сарая соломой, лили бензин и жгли спички. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов.

Мартовский день 1943 года стал последним для 149 хатынцев, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. В пламени исчезли 26 домов. На месте лесной деревни остались пепелище да сиротливо торчащие печные трубы.

Шесть человек признаны свидетелями хатынской трагедии: единственный взрослый свидетель и пятеро детей.

Ускакал на лошади в соседнюю деревню 13-летний Александр Желобкович. Спрятались брат и сестра Яскевичи - Владимир (13 лет) и Софья (9 лет). Троим хатынцам было суждено выжить, выбравшись из горящего сарая: 7-летнему Виктору Желобковичу, 12-летнему Антону Барановскому и 56-летнему Иосифу Иосифовичу Каминскому.

Тяжелые воспоминания

"В 1943-м мне было около семи лет. Может, чуть больше. До сих пор не знаю, когда родился. Документы же сгорели. Да и не помню ничего до того страшного дня. Как будто кто-то взял и одним махом стер все из памяти. Даже родителей. Пытаюсь вспомнить хотя бы их лица, но не получается. В семье было четверо детей: два брата, сестра и я - самый младший. То, что произошло с Хатынью, трудно было предсказать. Все случилось неожиданно. В этот день в деревне были партизаны. Мы с отцом пошли на ток - он резал сечку, а я катался на качелях, которые папа смастерил для меня. И вдруг послышались выстрелы, несколько взрывов. Сидевший рядом на стогу сена партизан спохватился, пальнул в воздух и прокричал: "Фашисты". Отец взял меня за руку, и мы побежали домой. Вернулись, заперлись и всей семьей спустились в погребок. Но спрятаться от карателей не удалось. Сначала они просто стучали, потом выломали дверь, вывели на улицу и погнали в большой колхозный сарай. Так как наша хата стояла на самом краю с левой стороны, пришлось идти практически через всю деревню. Гитлеровцы не жалели никого. Видел, как под дулами автоматов они гнали стариков, женщин и детей. Ни один взрослый не смог спрятаться. Только троим детям - Саше Желобковичу, Володе Яскевичу и его сестре Соне - удалось скрыться", - рассказывал в интервью "Знамя юности" в 2015 году Виктор Андреевич Желобкович.
"Когда гнали, и представить не мог, что нас ждет. Как только все сельчане оказались в сарае, фашисты его заперли. Я держался возле матери, мы остались у самых дверей. А братья и сестра вместе с отцом пошли вглубь постройки. Мне было видно через щель, как каратели подносили канистры с бензином и обливали стены, подкидывали сено. Соломенная крыша вспыхнула мгновенно. Все загорелось, затрещало. Как же все кричали! Словами не передать. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором десятков людей двери не выдержали и рухнули. В горящей одежде, охваченные ужасом, хатынцы пытались бежать, но тщетно. Фашисты хладнокровно расстреливали их из автоматов и пулеметов. Мы с мамой выскочили из сарая и попали под шквал огня. Далеко уйти не получилось, упали. От страха прижался к материнскому телу и почувствовал резкий толчок. Это была пуля, которая убила маму, а меня черканула по плечу. Я прошептал: меня ранило. Но в ответ ничего не услышал. Вокруг раздавался жуткий человеческий стон. Я лежал лицом вниз и постепенно отползал к маминым ногам, на ней уже горела одежда, а на мне начала тлеть шапка. Не помню, сколько пролежал на земле. Когда поднялся, увидел уезжающих карателей и полосу догорающих домов. Вся улица была в огне. Повсюду лежали обгоревшие тела. Кто-то еще двигался, кто-то просил пить. Но чем им тогда мог помочь семилетний пацан? Чтобы этого не видеть, хотел спрятаться, но негде. Пробыл так до утра, пока не пришли жители соседних деревень", - рассказывает тяжелые факты из своей жизни Виктор Желобкович. "В армии у меня "появился" день рождения - 7 ноября. Командир вписал в личное дело в честь праздника. До этого значилась просто вторая половина 1934 года", - отмечает житель Хатыни.

В живых после трагических событий 22 марта остался и 12-летний Антон Барановский. Он был ранен в ногу разрывной пулей, гитлеровцы приняли его за мертвого, что и спасло жизнь ребенку. Обгоревших, израненных Антона Барановского и Витю Желобковича подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы. Антон Барановский позднее жил в Минске, трагически погиб в 1969 году.
Непокоренный человек

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания скульптуры мемориального комплекса "Хатынь" - "Непокоренный человек". Каминский Иосиф Иосифович после войны жил в деревне Козыри Логойского района Минской области. До последних дней жизни приходил в Хатынь. Умер в 1973 году, похоронен в Логойске.
Из протокола допроса Иосифа Каминского, 31 января 1961 года: "...Обреченные на смерть люди, в том числе я и члены моей семьи, сильно плакали, кричали. Открыв дверь сарая, каратели стали расстреливать из пулеметов, автоматов и другого оружия граждан, но стрельбы почти не было слышно из-за криков людей. Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался у стены. Убитые граждане подали на меня, еще живые метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обрушилась горящая крыша, страшные дикие вопли людей еще более усилились... Мне удалось из-под трупов и горящих людей выбраться и доползти до дверей. Здесь же один из карателей... из автомата выстрелил по мне, в итоге я оказался раненным в левое плечо... Мой сын Адам, обгорелый, неизвестно как выскочил из гумна, но в метрах 10 от гумна, после выстрелов, упал. Я, раненый, чтобы не стрелял по мне каратель, лежал без движений, притворившись мертвым... Скоро я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, который лежал неподалеку от меня, в метрах примерно трех, позвал меня к себе... Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: а жива ли мама? И тут же умер".
1969 ГОД
Сегодня ни на одной самой подробной географической карте не найти белорусской деревни Хатынь Логойского района, она была полностью уничтожена нацистами. На ее месте в 1969 году в Беларуси был открыт мемориальный комплекс "Хатынь". Создан архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом на 54-м км шоссейной магистрали Минск - Витебск. Инициатором создания хатынского мемориала был первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров. Мемориал стал трагическим символом многострадальной Беларуси, воплотившим в себя боль и скорбь погибших. Авторами мемориала являются архитекторы Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин и скульптор Сергей Селиханов. Комплекс повторяет планировку бывшей деревни.
ПАМЯТЬ
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
"ХАТЫНЬ"
мемориал памяти
история создания
Это был единственный на территории СССР мемориал, а не памятник, посвященный трагедии именно мирных жителей в годы войны.
На протяжении 1965 года не было однозначного мнения, что комплекс должен быть создан именно в Хатыни.
Приезжало немало высокопоставленных зарубежных гостей, в том числе руководителей государств – Ф. Кастро, Р. Ганди, генеральный секретарь ООН Х. Перес де Куэльяр. В июле 1974-го мемориальный комплекс посетил президент США Р. Никсон.
В Хатыни на месте захоронения останков сгоревших в огне сельчан установили три креста. Позже появился бетонный обелиск со звездой – такие в то время ставили сотнями по всей стране. До нас дошли кадры кинохроники 1950-х годов, запечатлевшие на месте сожженной деревни дорогу и колодец с журавлем. Можно разглядеть еще несколько сараев, то ли уцелевших, то ли построенных уже в мирное время. Но жизнь в деревне не возродилась, слишком страшным было для людей это место.
«На протяжении 1965 года не было однозначного мнения, что комплекс должен быть создан именно в Хатыни».
Скромный памятник из бетона на братской могиле жителей Хатыни простоял до 1964 года. Его сменил столь же неброский монумент «Скорбящая мать». Излишне помпезные памятники, как писали газеты тех лет, являлись буржуазными проявлениями, идеологически чуждыми советским людям. И День Победы отмечали не так, как в наши дни: проводили собрания, в честь праздника заступали на стахановские вахты. Даже первый после 1945 года парад Победы прошел в 1965-м, когда 9 мая объявили нерабочим днем. Уже выросло первое послевоенное поколение, а в стране все продолжались процессы над нацистскими преступниками.
Как возникла идея увековечить память сожженных мирных жителей именно в Хатыни, точно нельзя сказать. Никаких документальных свидетельств на этот счет нет. Но в вышедшей в 1984 году книге мемуаров первого секретаря ЦК КПБ в 1956–1965 годах Кирилла Мазурова «Незабываемое» упоминается следующий эпизод. «В один из воскресных дней конца сентября 1963 мы с Т. Киселевым – тогда Председателем Совета Министров БССР – выехали в окрестности Минска, – пишет автор. – Километрах в пятидесяти по Витебскому шоссе свернули вправо по первой попавшейся дороге. Вышли на небольшую поляну. В центре, на взгорье, увидели сожженную деревню, в которой после войны так никто и не поселился. Десятка два обгорелых печных труб, словно памятники, поднимались к небу. От самих дворов и дворовых построек почти ничего не осталось – только кое-где серые каменные фундаменты. От пастуха услышали страшную историю о трагической гибели деревни Хатынь. Возникла идея увековечить Хатынь и ее жителей».
– Возможно, все так и было, – рассуждает директор государственного мемориального комплекса «Хатынь» кандидат исторических наук Артур Зельский. – Единственное, что смущает меня в этой истории, печные трубы: вряд ли они могли уцелеть. Если какие-то печи и оставались после сожжения села, их скорее всего разобрали жители близлежащих деревень. Ни на одной послевоенной фотографии, в том числе на фото из архива выжившего Виктора Желобковича, свидетеля хатынской трагедии, никаких труб нет. И в воспоминаниях Желобковича, который регулярно приезжал в родную деревню после войны, никакие трубы не упоминались. Может быть, Кирилл Мазуров увидел какое-то другое место. Или два похожих места слились в его воспоминаниях в одну картинку.
Так или иначе, став в 1965 году первым заместителем Председателя Совмина СССР, Мазуров поручил новому руководителю республики Петру Машерову реализовать эту идею. Оба бывших партизана, они поняли друг друга без лишних слов.
Народный художник БССР Сергей Селиханов – автор всемирно известной скульптуры «Непокоренный человек» в мемориальном комплексе «Хатынь». 1968 год
– Но даже на протяжении 1965 года не было однозначного мнения, что комплекс должен быть создан именно в Хатыни, – продолжает Артур Зельский. – Например, известно, что во время открытия военного мемориала в Россонах, где похоронена мать Машерова, руководитель БССР предлагал возвести мемориал на месте уничтоженной фашистами деревни Велье, располагавшейся неподалеку. Рассматривались и другие варианты.

В числе обязательных критериев для выбора места будущего мемориала фигурировали и такие: деревня должна быть, как тогда говорили, невозродившейся и находиться как можно ближе к столице. Поначалу речь шла о создании мемориального знака, потом о музее-заповеднике и музее-памятнике. 30 декабря 1965 года министр культуры БССР М. Минкович направляет первому секретарю ЦК КПБ письмо, в котором читаем следующие строки: «...в целях увековечивания памяти… считаем необходимым на месте бывшей деревни Хатынь Логойского района создать музей-заповедник с комплексом соответствующих сооружений». Это первый официальный документ, в котором упоминается мемориал в Хатыни. Весьма оперативно, уже 17 января 1966 года, Президиум ЦК КПБ принял постановление об открытии филиала Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и установке мемориального знака на месте бывшей деревни Хатынь.
– Неопределенность со статусом объекта была вполне оправдана в то время, – считает Артур Зельский. – На возведение комплекса такого масштаба в союзном бюджете статья расходов не предусматривалась. Кроме того, подобную стройку нужно было бы начинать с утверждения проекта в Москве. Видимо, присутствовали опасения, что на союзном уровне его не утвердят. Поэтому все ретушировали. Да, на уровне БССР в прессе строительство освещалось. Тайны никто не делал, но подавалось все чуть ли не как создание памятника на месте сожженной деревни.
Логойская районная газета «Ленінскі сцяг» в те годы писала: «На беларускай зямлі было нямала вёсак, жыхароў якіх знішчылі фашысцкія вылюдкі. Мяркуецца, што вёска, блізкая да сталіцы, стане як сімвал помніка ўсім загінуўшым ад рук фашысцкіх варвараў».
В марте 1967 года объявили конкурс на создание проекта мемориала, в котором победил коллектив авторов: архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов.
артур зельский
«Работа над проектом захватила нас, – вспоминал Леонид Левин. – Мы придумали венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб, но чего-то не хватало. Заросшее травой поле, свидетель трагедии, хранило мертвую тишину. И вдруг в этой щемящей душу тишине неожиданно запел жаворонок. Звук, тут должен быть звук!». Так родилась идея колоколов Хатыни. Журналисты зачастую называли происходящее на месте сожженной Хатыни общесоюзной стройкой. Но это не так. – Это был полностью внутрибелорусский проект. Конечно, гранит везли из Украины, мрамор – из России, но покупали-то за счет средств республиканского бюджета, – уточняет Артур Зельский. В конце 1968 года строительство шло к завершению. Но у руководства БССР созрела новая идея – придать мемориалу более мощное звучание, и в феврале 1969-го принимается решение о строительстве второй очереди. Она включала в себя «Кладбище деревень», «Стену памяти концлагерей» и композицию Вечного огня. Тридцатого июня в мемориальном комплексе состоялся первый траурный митинг с участием руководства БССР, ветеранов и пионеров. Во время мероприятия, как вспоминал архитектор Л. Левин, люди вставали на колени…
«Тайны никто не делал, но подавалось все чуть ли не как создание памятника на месте сожженной деревни».
Как удалось за пять месяцев разработать проект и возвести, считай, половину мемориала? «Перешли на военное положение», – читаем в мемуарах Л. Левина. Люди работали без выходных, до глубокой ночи, а рано утром снова за дело. В изготовлении урн, решеток, плит и других элементов конструкций участвовали около десяти минских и борисовских предприятий. Успели в срок. Руководство республики осталось очень довольно. Но вот на союзном уровне возникли вопросы. После открытия мемориального комплекса «Хатынь» в постпредстве Совмина БССР в Москве организовали выставку, посвященную мемориалу. На открытие пришла министр культуры СССР Е. Фурцева. Л. Левин вспоминает, что, ознакомившись с чертежами и фотографиями, она разразилась яростной тирадой: «Почему Москва не знала? Это что за работа? Это же издевательство над искусством! Что скажут потомки, когда увидят такого старика? Оборванного, несчастного… Неужели нельзя было поставить фигуру солдата, спасшего детей? Кто разрешил все это? Здесь и близко нет нашего искусства! Памятник нужно сносить. Под бульдозер!».
«Это был единственный на территории СССР мемориал, а не памятник, посвященный трагедии именно мирных жителей в годы войны».
Похоже, «Непокоренный человек» никак не вписывался в идеологические советские каноны. Архитектор Ю. Градов между тем в свое время так пояснял идею авторов: «Мы от чего отталкивались? В то время процветала гигантомания – Мамаев курган, Курская дуга Вучетича. А Хатынь – камерная, 6 метров высоты. Мы исходили из масштаба простого деревенского дома».
– Мемориал действительно отличается своей несоветскостью, – говорит кандидат исторических наук Артур Зельский. – Он абсолютно заземленный и лишенный помпезности, соответствует образу небольшой Беларуси. И, наверное, в то время это был единственный на территории СССР мемориал, а не памятник, посвященный трагедии именно мирных жителей в годы войны. Реакция всесильного министра культуры Союза ССР, на удивление, никоим образом не повлияла на решение комитета по присуждению Ленинских премий. 1 апреля 1970 года на тайном голосовании за Хатынь было отдано 36 голосов из 38. Архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин и скульптор С. Селиханов стали лауреатами самой престижной советской премии. – Можно сказать, Хатынь родилась как внутренний заказ народа – назревший, но поначалу лишенный отчетливых форм, – размышляет Артур Зельский. – Многие события собирались, концентрировались в одной точке: случайная поездка Мазурова, идеи Машерова, изначальная задача, которая затем в корне трансформировалась.
В Хатынь потянулись вереницы автобусов изо всех союзных республик. Приезжало туда немало высокопоставленных зарубежных гостей, в том числе руководителей государств – Ф. Кастро, Р. Ганди, генеральный секретарь ООН Х. Перес де Куэльяр. В июле 1974-го мемориальный комплекс посетил президент США Р. Никсон. Советский переводчик В. Суходрев вспоминал позже подробности этого визита. По его словам, Никсон до посещения мемориала пребывал в прекрасном расположении духа, но, «осматривая комплекс, президент был явно взволнован. Склонив голову, стоял у Вечного огня, внимательно слушал рассказы ветеранов партизанского движения». В конце американец выглядел печальным и задумчивым. Западные журналисты связали плохое настроение с тем, что на родине против лидера США шла процедура импичмента. Но об этом Никсон знал еще до прилета в СССР. Выходит, «виновата» Хатынь? Сложно остаться равнодушным после услышанного и увиденного даже прагматичному американцу.
На Кладбище деревень мемориального комплекса "Хатынь" осуществляется закладка земли, привезенной представителями одной из деревень, сожженных вместе с жителями и не восстановленных, 1969 г.
Массовый митинг памяти жертв фашизма в мемориальном комплексе "Хатынь", 1974 г.
Единственный свидетель хатынской трагедии Иосиф Иосифович Каминский, 1969 г.
Пионеры в почетном карауле в день закладки земли в урны для вечного хранения в Хатынском мемориале. Июль 1969 г.
«Если сейчас мы этого не сделаем, то этого не сделает никто».
Александр Лукашенко
Время не щадит даже камни. После последних ремонтно-восстановительных работ минуло почти двадцать лет, и то, что пришло время предпринять конкретные действия ради мемориала, вернее, его будущего, уже ни у кого не вызывало сомнений. В прошлом году в Хатынь на республиканский субботник приехал Президент Александр Лукашенко. Он принял участие в закладке парка исторической памяти из 149 саженцев – по количеству погибших в 1943-м жителей деревни. Зашел разговор и о состоянии мемориала. Директор комплекса А. Зельский говорит, что он тогда очень хорошо запомнил слова главы государства: если сейчас мы этого не сделаем, то этого не сделает никто.
ПАМЯТЬ
По поручению Президента в комплексе вскоре развернулись работы – капитальный ремонт с модернизацией и элементами реставрации, возведение музея. «Главное – экспозиция, которая там будет. Чтобы люди пришли и прежде чем ступить сюда ногой, чтобы у них сердце уже рвало», – напутствовал глава государства. Президент поддержал инициативу БРСМ: Хатынь объявили Всебелорусской молодежной стройкой. В составе сводного студенческого отряда более двухсот волонтеров со всей страны трудились на объектах мемориального комплекса.
ПАМЯТЬ
2000
человек приняли участие в работах по реконструкции комплекса "хатынь"
более
новые объекты: музей и храм
Хатынь сама по себе - памятник истории: ко многим ее плитам прикасались исторические личности. Появились также новые объекты – музей и храм, о которых говорил Президент во время посещения мемориального комплекса.
музей
Собственно, музейная экспозиция в Хатыни – нереализованная задумка авторов мемориального комплекса. В июне 1967 года Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин в письме в ЦК КПБ упоминали об этом, сокрушаясь, что идея не находит нужной поддержки.
– К сожалению, в те годы музеефикация не была проведена, – констатирует директор государственного мемориального комплекса «Хатынь» кандидат исторических наук Артур Зельский. – Не предполагалось, что на месте будут дополнительно рассказывать о трагедии белорусского народа, мемориал задумывался как филиал музея истории Великой Отечественной войны.
Тем не менее это удивительно: в мемориальных комплексах, возведенных в других республиках СССР, строились музейные здания.
В Хатыни же на протяжении десятилетий о том, что здесь произошло в далеком 1943-м, рассказывали экскурсоводы, да из буклетов-открыток можно было кое-что почерпнуть.

Музей в Хатыни, безусловно, нужен – в этом историк Зельский ни на йоту не сомневается. Это большое дело, которое достойно оценят потомки: благодаря поддержке Президента его возвели в обновленном мемориальном комплексе, убежден собеседник.
– Наш музей – не типичный, он особенный, место памяти. Он призван оказывать прямое воздействие и на сознание, и на чувства людей, – говорит директор комплекса. – Чтобы во время экскурсии по нему люди осознали: наш народ перенес такие испытания, что можно лишь удивляться, что мы все еще существуем как нация. Только во Второй мировой войне погиб каждый третий белорус. Эту колоссальную гуманитарную трагедию необходимо осмыслить и прочувствовать современникам. И еще раз напомнить всем: белорусы хотят одного – мира!
Экспозиция размещается в шести залах по круговому движению: «Дерево истории» (о военных походах и войнах на белорусской земле в период с X по XX столетие), «Начало войны», «Оккупация» (раскрывает тему гетто, Холокоста, концлагерей, массовых расстрелов мирного населения), «Сожженные деревни», «Иди и смотри», «Память» (место поклонения всем жертвам среди мирного населения Беларуси; включает названия всех населенных пунктов, как сожженных и не вошедших в состав мемориального комплекса «Хатынь», так и возрожденных после войны). В одном из залов музея размещена скульптура идущей на эшафот юной девушки как олицетворение всех невинно убитых белорусов, символ юности, которая погибла, не успев расцвести.
Возвести, а точнее восстановить в Хатыни храм – тоже идея главы государства. Когда-то здесь была деревянная церковь со звонницей о трех колоколах, построенные еще в XVIII веке на старом деревенском кладбище. На богослужения собирались прихожане со всей округи.
храм
храм Рождества Пресвятой Богородицы
От хатынского храма после войны не осталось даже руин. Но в архивах сохранились его инвентарные описи за 1806 и 1819 годы, где все зафиксировано до мельчайших подробностей. Известен даже цвет церковных занавесок на оконных проемах – пепельный. Данные описей помогли при строительстве новой церкви. Она, как и прежняя, деревянная, со звонницей с тремя вновь отлитыми колоколами.
«В этом скорбном месте посетители могут подумать и поразмышлять, как люди могли совершать такие действия, почему погибли наши соотечественники. Это нужно и живым, и мертвым, чтобы о них шла молитва в храме, который здесь устрояется», – горячо поддержал возрождение церкви в Хатыни Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Храм освятили накануне 80-й годовщины трагедии, чтобы уже в день памяти посетители мемориального комплекса могли поставить свечу, помолиться о невинноубиенных. И церковный перезвон зазвучал в унисон с вечными скорбными колоколами Хатыни.
Трагедия Хатыни - не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к населению Беларуси. Страшную судьбу уничтожения вместе с Хатынью разделили свыше 11 600 сел и деревень Беларуси (около 9,2 тыс. – до начала расследования дела о геноциде белорусского народа). Некоторые из них, сожженные вместе с людьми, как и Хатынь, после войны уже не возродились.
11600
СОЖЖЕННЫХ и разрушенных населенных пунктов
более
Канонической стала цифра 186 – именно столько имен хатынских сестер навсегда были увековечены в мемориальном комплексе. Но расследование Генеральной прокуратуры в 2021–2022 годах в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа открыло страшную правду: судьбу Хатыни повторили еще минимум 30 деревень.
20 000
78 лет отделяют нас от мартовских дней 1944 года, когда советские войска из Озаричских лагерей смерти освободили 33 тыс. мирных жителей. В Озаричах были уничтожены около 20 тыс. человек. Немало узников, особенно детей, умирало на руках военных, медиков уже после освобождения из лагеря.
озаричи
человек уничтожены
1758
Судьбу Хатыни повторила деревня Ола Паричского (ныне Светлогорского) района. Утром 14 января 1944 года немецкий карательный отряд вместе с войсковой частью, насчитывавшей около 1 тыс. солдат, окружил деревню. Людей - жителей Олы и окрестных деревень - загоняли в дома, которые затем поджигали. Тех, кто пытался убежать, расстреливали из пулеметов и автоматов, бросали в огонь живыми. Погибли 1758 мирных жителей, в том числе 950 детей.
ола
человек погибли
2000
15 июня 1942 года в деревню Борки ворвался карательный отряд Оскара Дирлевангера, палача Хатыни. В тот день было убито более 2000 человек – жителей Борок и окрестных сел. Тогда же сожгли вместе с жителями прилегающие поселки: Пролетарский, имени Дзержинского, Красный Пахарь, Закриничье, Долгое Поле и Хватовка. Произошла одна из самых масштабных трагедий на территории Беларуси времен Великой Отечественной войны. В 2008 году создали мемориальный комплекс "Памяти сожженных деревень Могилевской области".
борки
человек погибли
более
66
Страшная участь постигла деревню Шуневка в Витебской области. В этот день в огне погибли 66 мирных жителей. Оккупанты сожгли всю деревню - 22 жилых дома. Деревня не была восстановлена. Каждые десять минут, в деревне бьет колокол...
шуневка
человек погибли
105
Деревня Любель-Поль Пинского района повторила трагическую судьбу Хатыни. Здесь в июне 1943 года каратели 118-го полицейского батальона заживо сожгли 105 мирных жителей деревень Вулька Городищенская и Любель-Поль.
Любель-Поль
человек погибли
идалино
слобода
копанка
тристень...
литавец
230
сел и деревень разделили трагическую судьбу Хатыни , то есть были уничтожены полностью вместе с населением и не возродились
вяда
дремлево
хотыничи
заболотье
более
Александр Лукашенко
«СОБРАННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, УСТАНОВЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НАЦИЗМА – ЭТО АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ НА БРОШЕННЫЙ НАМ ВЫЗОВ. СЕЙЧАС НАДО СОХРАНИТЬ САМОЕ ЦЕННОЕ, ЧТО ЕСТЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ: МИР, СПОКОЙСТВИЕ, СТАБИЛЬНОСТЬ. ПРИУМНОЖИТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА, СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО УКРЕПЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ БЕЛАРУСИ».