"Инициативная группа Лукашенко не просто работала - мы пахали сутками"
Владимир КОНОПЛЕВ – помощник народного депутата Беларуси Александра Лукашенко в 1991-1994 годах
"Было серьезное противостояние действующей власти и молодого кандидата Лукашенко"
Во время второго тура президентских выборов 1994 года на избирательных участках все было прекрасно. Авторитет Александра Лукашенко уже был настолько высок среди населения, что невозможно было сделать какую-то подтасовку. Это можно было сравнить с самоубийством. Настолько большой была популярность Александра Григорьевича.
Если говорить о самой предвыборной кампании, это уже совсем другая история. Здесь было очень много интересных моментов. Было серьезное противостояние действующей власти и молодого кандидата Лукашенко. Но кроме Лукашенко еще баллотировались и другие. И власть боролась против всех.

В команде будущего Президента каждый выполнял свою роль. Я возглавлял инициативную группу, которая собирала подписи. Хочу сказать, что это, наряду с выступлениями самого кандидата перед избирателями, была наиболее ответственная часть работы. У нас не было ни партии, ни движения. Приходилось работать при помощи инициативных групп.
"Инициативная группа Лукашенко не просто работала - мы пахали сутками"
Инициативная группа Лукашенко в преддверии первых президентских выборов не просто работала - мы пахали сутками. Нужно было собрать такое количество подписей, чтобы их просто не смогли "зарезать". Мы с этой работой достойно справились. За Александра Лукашенко было собрано 156 тыс. подписей. И это те, которые официально зарегистрировала Центральная избирательная комиссия.
Если бы у нас, допустим, было 108 тыс. или 110 тыс. подписей, их можно было спокойно убрать. Никто бы даже на это не обратил внимания. Мы столкнулись с этим, когда Лукашенко баллотировался на выборах в народные депутаты СССР. Я был его доверенным лицом и помощником. Мы видели, как это происходит, как всесильна тогда была Коммунистическая партия. И они это делали очень спокойно, одним росчерком пера. В 1994 году в этом плане было немного легче.
Но нам серьезно мешали. Запрещали встречаться с коллективами, не давали помещений. Иногда просто находили причины, чтобы задержать инициативную группу. Сейчас, спустя 30 лет, на это смотришь с улыбкой, но тогда было очень непросто. Надо поблагодарить избирательные комиссии, которые во многом состояли из учителей, врачей, работников культуры. Как мы потом рассуждали, Александр Лукашенко мог победить в первом туре, но немного не получилось. Поэтому он одержал убедительную победу во втором туре.
Избирательные участки в 1994-м и сейчас - что поменялось?
За 30 лет произошел, конечно, существенный сдвиг в формировании избирательных участков. Под избирательные участки отдаются лучшие помещения. Когда приходишь туда, то видишь, что и избиратели, и члены избирательной комиссии в хорошем настроении. Поэтому изменения за эти 30 лет произошли только позитивные. В начале 90-х атмосфера на избирательных участках была немного другая, по-своему интересная. Это была своеобразная тихая революция против старой власти и в поддержку чего-то нового. Естественно, когда на политическую арену вышел Александр Григорьевич Лукашенко, народ его поддерживал.
"На международной арене нас перевели в наблюдатели"
После проведения первого референдума в 1995 году, на котором народ поддержал предложения Президента, в Европе стали относиться к нам немного по-другому. В 1996 году у нас появился двухпалатный парламент, и мы реально большинством поддерживали ту политику, которую проводит Президент. Тогда мы тесно сотрудничали с ОБСЕ в Парламентской ассамблее Совета Европы, с разными парламентами в отдельности.
Но вскоре на международной арене нас перевели в наблюдатели. Мы не имели права голоса, могли только наблюдать. Тем не менее мы проводили большую работу даже будучи наблюдателями. Могу привести несколько примеров.
Ныне действующий премьер-министр Словакии Роберт Фицо, будучи руководителем парламентской фракции, интересовался, как у нас проходили выборы Президента, почему его поддержал народ. Роберт Фицо подробнейшим образом у меня буквально под запись все это расспрашивал.
Терри Дэвис с большим уважением отзывался о работе, которую проводит Лукашенко
Есть еще один пример. Мы в то время неоднократно встречались с будущим генеральным секретарем Совета Европы Терри Дэвисом.
Он нас как-то пытался помирить с представителями оппозиции, услышать, кто прав, кто виноват и так далее. Я ему тогда рассказывал о том, что такому-то депутату Верховного Совета предлагали стать министром образования. Он не согласился, потому что хотел стать госсекретарем, и ушел в оппозицию.

В частной беседе Терри Дэвис сказал мне, что ему интересно, какую социальную политику проводит Александр Григорьевич, какие программы для народа он выдвигает.

Сотрудничали с парламентариями Бельгии, Франции, Германии, Австрии
Если говорить о международном сотрудничестве, то мы сотрудничали с парламентариями тех стран, с которыми Беларусь не граничила. Те же Бельгия, Франция, Германия, Австрия. А вот Латвия, Эстония, Литва, Польша, Болгария, Украина уже тогда демонстрировали антироссийскую направленность. От них мы никакой поддержки не получали.

В то же время со странами, которые с нами не граничат, мы сотрудничали, обменивались делегациями. Их представители приезжали на выборы и Президента, и парламента. Потом они делали хорошие заключения.
В 1995 году нужно было менять избирательную систему в целом
В конце марта 1994 года был принят закон о выборах Президента Республики Беларусь. Его нужно было принять, потому что в середине марта по новой Конституции появилась должность Президента. Это нужно было оформить через парламент. Надо сказать, что партийная номенклатура настолько хорошо себя чувствовала, что они спокойно отнеслись к тому вопросу, что в Президенты можно баллотироваться в 35 лет, а не в 40, как было раньше.
Они были настолько в себе уверены, что не представляли, что кто-то молодой может претендовать на этот пост.

Думаю, что избирательное законодательство стартует именно отсюда. Потом законы не успевали за развитием страны. В 1995 году были выборы и в местные советы, и в Верховный Совет. Они проходили по той системе, которая была еще во времена Советского Союза. А ведь у нас была самостоятельная республика. Поэтому необходимо было менять в целом всю избирательную систему.
"В Верховном Совете 12-го созыва много говорили, но практически ничего не менялось"
Было много неувязок и в 1991 году, сразу после развала Советского Союза. Была огромнейшая безработица, а в Верховном Совете 12-го созыва много говорили, но практически ничего не менялось. Они под шумок могли провести закон и о государственной символике.
Небольшая группа людей могла при помощи говорильни переубедить или просто заговорить большую часть. А большую часть представляли люди от земли. И они в этой парламентской работе были несведущие.
Поэтому проскочили закон о языках, где доминировал белорусский язык, буквально насаждался. Но если мы привыкли разговаривать на русском, зачем это делать? Поэтому возникли такие вопросы, которые вызывали чуть ли не драку в парламенте.
"Раз нет согласия в парламенте, пусть решает народ"
Президент поступил очень мудро. Раз нет согласия в парламенте, пусть решает народ. В 1995 году прошел первый республиканский референдум, и все вопросы, которые были вынесены Президентом на референдум, были поддержаны подавляющим большинством населения.
Президент внес предложение, и русский язык наравне с белорусским получил статус государственного языка. Сейчас народ это поддерживает, а в то время наши националисты хотели отрезать Беларусь от России. И брали такой резкий уклон на Запад. Но и за интеграцию с Россией также проголосовало большинство населения.

То, что было сделано в 1995 году, продолжает жить и сейчас. Но противостояние между Верховным Советом и Президентом продолжалось. Тогда Александр Лукашенко вынес на референдум в 1996 году предложения по усилению президентской власти. И тогда поддержка была колоссальной.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК