"Избирательное законодательство совершенствовалось и с точки зрения нормотворчества, и с точки зрения правоприменения"
Вадим ИПАТОВ – заместитель председателя Палаты Представителей, экс-заместитель председателя ЦИК
Сегодня мы руководствуемся в электоральных кампаниях Избирательным кодексом, который был принят в 2000 году. И на протяжении всего этого времени названный кодифицированный акт претерпевал изменения. Всегда наряду с осмыслением новых норм параллельно шла работа над правоприменительной практикой.
Совершенствовались вопросы регистрации кандидатов в депутаты, кандидатов в Президенты, порядок составления списков избирателей и работы наблюдателей на выборах.

То есть избирательное законодательство совершенствовалось и с точки зрения нормотворчества, и с точки зрения правоприменения.
"Проведенная кампания показала, что введение ЕДГ было правильным решением"
Я не сказал бы, что было сложно адаптировать избирательное законодательство под единый день голосования (ЕДГ). Сложно было продумать все позиции, связанные с введением ЕДГ. Необходимо было учесть все возможные риски, связанные с введением такой процедуры. Но нужно отметить, что это продумывалось еще на этапе внесения соответствующей нормы в обновленную Конституцию нашей страны. Соответственно, нормотворцы, а также правоприменители, которые участвовали в проработке всей схемы реализации нормы о едином дне голосования, учитывали все необходимое с точки зрения и норм права, и международного опыта.
Ведь мы не единственные, кто проводит голосование в единый день. И действительно подошли к этому очень серьезно. А проведенная кампания показала, что введение ЕДГ было правильным решением.
На каких основаниях кандидату в депутаты могут отказать в регистрации
Конечно же, приступая к такой сложной процедуре, как выдвижение своей кандидатуры, гражданин должен изучить избирательное законодательство. Здесь следует отметить роль Центральной избирательной комиссии, которая сегодня очень широко осуществляет деятельность в сфере правового просвещения.

Если говорить конкретно, то этот вопрос регулируется соответствующей статьей Избирательного кодекса. Там достаточно много оснований. Причем они делятся на две части: когда избирательные комиссии разного уровня могут отказать в регистрации кандидатов в депутаты и когда они однозначно отказывают.
В частности, кандидату в депутаты однозначно отказывают в том случае, если он не соответствует требованиям, которые установлены законодательством. Это может быть возрастной ценз или ценз, связанный с оседлостью. Могут отказать и в связи с наличием непогашенной судимости. Это если говорить про депутатов местных советов.
Если говорить о депутатах Палаты представителей, то кандидату в депутаты могут отказать в регистрации в случае, если в отношении него выносился обвинительный приговор, или в том случае, если декларация составлена не совсем правильно. Центризбирком устанавливает позиции, которые определяют, что является существенными нарушениями при подаче декларации.
"Многие страны используют наш практический и творческий опыт, регулируя свои электоральные процессы"
Внедряя правоприменительную практику зарубежных стран, мы всегда оценивали это с точки зрения необходимости реализации таких позиций для наших избирателей.

Если говорить об опыте, который переняли у нас, то нужно отметить, что я часто бывал в других странах СНГ на выборах и должен констатировать, что многие страны используют наш практический и творческий опыт, регулируя свои электоральные процессы.
© 2024
Совместный проект БЕЛТА И ЦИК